banners

среда, 19 декабря 2018 г.

Сытые и голодные

Егоров С.Н., Цыпленков П.В.
Векторная теория социальной
революции. ‒ СПб.: б.и., 2017. ‒ 400 с., 38 ил.
Книга есть во всех крупных библиотеках России.


Оглавление

Вексаторы разнообразны. Все обстоятельства, которые для кого-нибудь выступают в качестве вексаторов предсказать, перечислить невозможно. Они бывают длительными или кратковременными, но от этого не менее неприятными. Для кого-то это маленькая зарплата. Для кого-то ‒ непризнание его талантливым поэтом. Для кого-то ‒ невыносимая теща…
Бывает, у слушателей на концерте появляются своеобразные вексаторы: у одного вдруг заболел зуб; у нескольких женщин жмут новые туфельки, которые они по легкомыслию надели для красоты, не разносив; плохая акустика искажает музыку и раздражает слух многих ценителей прекрасной гармонии. Последнее обстоятельство является вексатором широкого действия. Рано или поздно зрители начнут протестовать и топать ногами, за исключением тех дам, у которых туфельки жмут. Но для несчастного, у которого зуб «схватило», скверная музыка не играет никакой роли ‒ у него свой личный вексатор, достаточно сильный, чтобы заслонить все остальные возможные вексаторы.
Приведем еще несколько примеров. Потеря кошелька старушкой, задержка зарплаты работникам небольшого предприятия или отключение парового отопления в многоквартирном доме ‒ узконаправленные вексаторы. Большинство других жителей города или страны не знают об этом печальном жизненном обстоятельстве своих современников и соседей. Распоряжение правительства о «замораживании» банковских вкладов населения страны, проведение «конфискационной» денежной реформы или «монетизация» льгот ‒ это вексаторы широкого действия, поскольку вызывают неудовольствие у всего населения страны или у определенной большой группы населения страны (пенсионеров-льготников).
Если вспомнить так называемый «Закон о монетизации льгот» 2004 года (№122 ФЗ), который привел к почти повсеместным массовым публичным протестам, то и в наши дни есть законопроекты, выгодные элите, но несправедливые по отношению к значительной части населения. Эти законы, связанные и изменением в пенсионном обеспечении граждан, стоит лишь им начать действовать, превратятся в мощные вексаторы. Уже сегодня люди жалуются на то, что по этому законодательству гражданин не может не только спрогнозировать свой пенсионный материальный достаток, но даже исчислить реальную сумму пенсии. То есть люди просто не в состоянии планировать свое «пенсионное будущее». Поскольку старость впереди у всех (кто до нее доживет), и наиболее ощутимо её приближение у достигших 50-60-летнего возраста, то новый пенсионный закон неизбежно превратится в вексатор широкого действия.
Как видим, угнетение со стороны государства нередко выражается в виде дискриминационного законодательства и принуждения эти неправедные законы исполнять. Заметим, что утеснения со стороны государства являются по своей природе факторами широкого действия, вексаторами, ощутимыми, хотя и не для всех жителей, как например, зимний холод, но для целых слоев или классов населения.
Обсудим, могут ли факторы, вызывающие неудовольствие хотя бы у одного человека, как-то повлиять на возникновение бунта. Нас в рамках данной книги интересуют лишь такие вексаторы, которые не только могут к массовым протестам привести, но и сам этот протест направят против государства. Стихийный протест народных масс, части народа, состоящей из потенциальных бунтовщиков, должен быть нацелен не на директора гастронома, а против руководителей города, страны. Это следует из данного нами ранее определения бунта.
Не всякое неудовольствие может быть предпосылкой бунта. Также и участие конкретного бунтаря в массовом выступлении может быть вызвано разными причинами. Кто-то пойдет бунтовать потому, что поссорился с женой, и ему требуется выплеснуть свою досаду. Кто-то потому, что хочет под шумок разбить пару витрин и стащить оттуда что-нибудь ценное. Кому-то просто нравится бить полицейских-милицейских… Но если не будет центрального ядра бунтующих, этим случайным бунтарям не к кому будет присоединиться, и бунта просто не возникнет. Правильных бунтовщиков заставляет выходить на площади общий для них вексатор широкого действия, «неправильных» бунтовщиков ‒ аполитичных пассионариев ‒ привлекают к участию в массовом протесте иные причины, может быть, каждого ‒ свои.
Общий для бунтовщиков вексатор мы назовем фактором бунта или риатором. Этот новый термин, необходимый нам далее, происходит от англ. riot ‒ бешенство, бунт, протест.
Вероятно, в природе существуют определенные закономерности, в соответствии с которыми социальный протест, вызванный социальным раздражителем-риатором, развивается и принимает форму бунта. Об этом мы поговорим далее. Пока же обсудим лишь то, как вексаторы превращаются в риаторы.
Из всех вексаторов нам нужно выделить те из них, которые могут привести к бунту ядро бунтарей, тех, кто идет бунтовать против государства под примерно одинаковыми лозунгами. Нам нужно отсеять из рассмотрения вексаторы, к бунту против государства не приводящие. Мы назвали искомую часть вексаторов, которые могут привести к бунту против государства, факторами бунта или риаторами.
Не все, замечаемое человеком с неудовольствием, может стать для него риатором. Человек вышел на улицу, и в это время начался дождь. Человек обращает внимание на дождь с явным неудовольствием. Зонтика у него нет, а идти надо. Человек угнетен. Но дождь может не стать риатором для этого человека. Вот, если человек считает, что государство обязано было сегодня над городом дождь предотвратить, распылив в атмосфере йодистое серебро, и не выполнило этой своей обязанности, вот тогда даже дождь становится для него риатором. Не сам дождь, а бездеятельность государства по его предотвращению.
Ранее мы приводили пример с театром, где по нерадивости дирекции плохая акустика. Риатором в масштабе театра является именно плохая акустика. Ни тесная обувь отдельных слушательниц, ни больной зуб (хотя это довольно сильный вексатор) превратиться в риатор не могут. Они независимы от властей!
В качестве примера рассмотрим подробнее фактор питания. Выдающийся исследователь революции П. Сорокин считал, что голод является именно тем фактором, который приводит к бунту и революции. Обязательно ли голод становится для всех людей риатором ‒ это вопрос дискуссионный.
Человек А нормально питается, ест, что хочет. Угнетения нет, нет и вексатора, нет и риатора. Человек Б голодает. Он тощ и слабосилен. Является ли он угнетенным? Как сказать. Если все вокруг голодают так же, как и он, то всеми ими такое состояние воспринимается как норма. Тотальный вексатор, достаточно длительный, входит в привычку, обычай, и может быть даже узаконен для всеобщего перед ним смирения, как религиозное членовредительство у семитских народов. Воспринимаемое как суровая норма, не может восприниматься с неудовольствием. Никто из людей, родившихся и выросших в сложных природных или экономических условиях, угнетения не испытывает. Нет и субъекта, против кого бунтовать.
Ситуация резко меняется, если людям предоставляется возможность сравнивать свои стесненные условия жизни с условиями жизни других людей, у которых эти условия более благоприятны. Например, если среди всех голодающих этого племени попадаются несколько человек, не голодающих, обычно, это вожди-руководители, все голодающие становятся угнетенными по сравнению с вождями. Они перестают воспринимать свой голод, как норму. Угнетает голод, но ещё больше гнетет обида, ведь это несправедливо: одни кушают филейные части, а тебе оставляют право обгладывать кости! Появляется субъект, против которого можно бунтовать по этому поводу. Голод для таких голодающих становится не только вексатором, но уже и риатором. Не сам голод, а действия вождей-руководителей, допустивших голод для одних и не допустивших его для других.
Человек В нормально питается, потребляет ежедневно по 3000 калорий. Но он любит есть свинину, а в том месте, где он живет, свинина не продается. В других местах продается, а здесь ‒ нет. Любитель свинины угнетен! Отсутствие свинины для него ‒ вексатор и одновременно риатор. Не само отсутствие свинины, а действия тех, кто запретил продавать-потреблять свинину в этой местности.
Человек Г и человек Д стащили у мамы варенье и съели. Человека Г наказали, а человека Д ‒ нет. Человек Г чувствует себя угнетенным, но не потому, что его наказали, а потому, что наказали лишь его одного. Несправедливое наказание (действие наказавшего) ‒ риатор для несправедливо наказанного. Это узконаправленный вексатор, превращающийся в риатор. В конце концов, этот риатор может привести к одиночному протесту несправедливо наказанного.
Риатор есть явление общественное. Там, где нет общества, там нет и риатора. У Робинзона на острове вексаторов было очень много, но ни одного риатора среди них не было и быть не могло. Во всяком случае, до тех пор, пока там не появился Пятница. Для того чтобы для данного человека появился, мог появиться риатор, должен существовать хотя бы ещё один человек. Этот дополнительный индивид требуется в качестве индикатора, для сравнения, как действует на другого человека вексатор. Только люди могут угнетать других людей. Только против других людей, составляющих государство, угнетенные люди могут бунтовать. Только действия (бездействие) других людей могут представлять собой риаторы. Казалось бы, это простые наблюдения и рассуждения, но их следует запомнить, в первую очередь тем, кто удивляется, как это в стране случилась революция, а никаких существенных причин для революции накануне никто не замечал.
Любой фактор может выступать в качестве риатора и может не выступать в качестве риатора для конкретного человека. Способность некоторого вексатора выступить или не выступить в качестве риатора для конкретного человека, вытекает из внутренней, субъективной оценки самого этого человека, в чем причина вексатора. Традиционный вопрос: кто виноват? Для превращения вексатора в риатор этот вопрос ключевой. Один и тот же вексатор для кого-то является риатором, а для других людей не является. Для того чтобы некий фактор стал риатором для какой-то части общества, обязательно должна быть другая часть общества, для которой этот фактор не является риатором. Исходя из выше сказанного, можно сформулировать следующее определение.
Риатор (фактор бунта) ‒ это действие или бездействие государства, приводящее к ощущению человеком несправедливости.
Справедливость в данном контексте понимается как равноправие, в частности, как равное вознаграждение за равный труд или равное наказание за одинаковые правонарушения. Такое понимание справедливости ‒ «равное за равное» ‒ присуще всем живым существам. Такое понимание справедливости есть характеристика человека как биологического, а не социального существа. Это базовое свойство человека, унаследованное ещё от звероподобных предков. Отсутствие справедливости угнетает человека в той же мере, как например, отсутствие воздуха. Пассионарии ощущают это угнетение сильнее. Апассионарии могут и без воздуха перетерпеть какое-то время и без справедливости.
Этологи, изучавшие поведение животных, проводили соответствующие опыты. Обезьянам предлагали совершать некоторые действия за вознаграждение. В опыте участвовало несколько обезьян, каждая из которых могла видеть, что происходит с другими обезьянами, но не могла повлиять на то, что происходит с другими. Все обезьяны решали одну и ту же задачу и получали за ее решение одинаковое вознаграждение ‒ виноградинку. Когда обезьяны привыкли к ситуации, некоторым из них в качестве вознаграждения стали давать вместо виноградинки кусочек огурца. Не получившие положенной виноградинки активно возмущались, требовали заработанное сполна. Это не очень удивительно. Удивительно то, что некоторые обезьяны, получавшие по-прежнему виноградинку, отказывались ее брать, демонстрировали свое возмущение. Похоже, что обезьяны способны проявлять солидарность в борьбе за справедливость, «бунтовать» против своих угнетателей-зоологов.
Аналогичный опыт проводили со слонами. Два слона в соседних клетках должны были подтягивать за веревку к своей клетке тяжелый груз. Как только они подтягивали груз, они получали вознаграждение. Через некоторое время у одного из слонов груз отцепили, и ему оставалось подтягивать к себе пустую веревку. После получения обычного одинакового вознаграждения, слон, который по-прежнему тащил тяжелый груз, возмутился так, что его клетка едва выдержала его протест.
Эти и другие подобные опыты наглядно подтверждают, что принцип «равное за равное» понятен и присущ животным с достаточно высокой организацией центральной нервной системы и, следовательно, является базовым для человека не как для члена человеческого общества, а как для высокоразвитого животного. Оценка событий и явлений окружающего мира по критерию «справедливости» есть неотъемлемое природное свойство всякого человека.
Справедливость отражает наше понимание того, сколько сил и средств мы затрачиваем для получения некоего результата. Если окружающие нас люди платят за проезд на общественном транспорте столько же, сколько и мы, это представляется нам справедливым. Даже если сам по себе размер этой платы очень велик в сравнении со средними доходами населения. Справедливость, как природный феномен, можно связать с коэффициентом полезного действия наших поступков, деятельности каждого человека. Если кто-то получает много денег и при этом, на наш взгляд, ни черта не делает, то это кажется нам несправедливым. А человек этот отвечает завистникам, что, дескать, он научился жить с высоким коэффициентом полезного действия, и перед окружающими его современниками он ни в чем не виноват. Учитесь жить!
Для того чтобы понять, нарушается принцип справедливости или не нарушается, человеку не нужно думать, проявлять свою человеческую сущность. Человеку достаточно это почувствовать. Ощущение этого принципа «зашито» в подсознании, в человеческих генах. Это ощущение не в последнюю очередь ведет людей на площадь бунтовать. Но в человеческих генах «зашито» еще много чего. В частности, степень пассионарности конкретного человека. Именно степень пассионарности определяет силу «возмущения» конкретного человека ощущаемой им несправедливостью.
Многие историки и социологи сравнивали разные вексаторы, воздействующие на людей, по их способности возбуждать протесты и бунты, и пришли к выводу, что риаторами становятся либо ущемление рефлексов, в частности, пищевого, либо моральная неудовлетворенность ‒ депривация.
Принято считать, что государство в период стабильности и процветания обязано предоставлять своим гражданам возможность удовлетворять свои потребности. В Древнем Мире эти потребности масс сводились к пище («хлеба и зрелищ»), созданию семьи и размножению, обороне от хищников, болезней и разбойников, охране имущества, скота и рабов. Позднее добавились потребности в обучении, работе с достаточным вознаграждением, чтении интересных книг, путешествиях и отдыхе на курортах Крыма…
Если гражданин имеет возможности удовлетворить свои первичные биологические потребности и прочие надстроечные социально-экономические капризы в стране, где родился, то и полюбит этот житель свою Родину и, в случае чего, будет храбро защищать её от посягательств внешних и внутренних врагов. А если государство не предоставляет таких возможностей своему гражданину, то он, рано или поздно, начинает испытывать чувство «глубокого неудовлетворения», считает себя угнетенным. И приходит к мысли такой неудовлетворенный гражданин, как бы ему от угнетения избавиться или хотя бы уменьшить. Может, перейти в подданство другого государства?
Русский социолог П. Сорокин, вынужденный после революции 1917 года переехать на работу в США, изучив и обобщив взгляды философов, социологов, физиологов, добавив к этому собственный опыт участия в двух российских революциях, пришел к выводу, что «ущемление» первичных рефлексов и ревизия вторичных рефлексов, лежащих в основе культуры людей, приводит к бунту, массовым протестам, восстанию.
Мы полагаем, что включать в совокупность вексаторов следует не только «ущемление рефлексов», но и такое сугубо социальное явление, как депривация ‒ сожаление о недостигнутом. Депривация больно угрызает сознание человека. В конечном счете, это зависть к самому себе, к своим ровесникам, и поиск врагов, которые отняли у тебя розовую мечту.
Интенсивность некоторых вексаторов можно измерить в денежном эквиваленте. Например, степень депривации. Вспомните тост: желаю купить дом, но не имею возможности, имею возможность купить козу, но не имею желания. Депривация не возникает, если желания индивида совпадают с его возможностями.
Инстинкт самосохранения может быть соотнесен с деньгами, которые выплачиваются государством жертвам природных катаклизмов и терактов в помощь для восстановления жилища или на похороны близких. Теряете время в дорожных пробках ‒ сосчитайте, сколько стоит ваша минута рабочего времени. У высокооплачиваемых сотрудников, крупных руководителей и государственных деятелей ‒ это большие потери денег. Наши личные финансы ‒ это критерий справедливости жизненного положения человека, а значит, чем «справедливее» нам представляется наше материальное и общественное положение, тем меньше мы испытываем угнетение.
Сильно тревожит людей ожидание реальных или воображаемых опасностей и бед, риск потерять работу, бедность и неспособность регулярно гасить банковский кредит, эпидемическая угроза, наконец, страх смерти. Но последнее ‒ неизбежное событие, хотя и всегда рядом, но никто не знает, когда! Угроза естественной смерти ‒ это общий для всех вексатор, который по нашему определению не может превратиться в риатор. Поэтому молодежь не думает о смерти и с легкостью вступает в бой с врагом. Если же нет врага, если вожди не указали молодежи конкретного врага, то молодые люди увлекаются экстремальным спортом или фотографируются, повиснув на краю крыши.
Демократически избранные народные представители, обсуждая и принимая законы, должны учитывать страхи и риски, пожелания своих избирателей. Депутаты, если они, действительно, представляют своих избирателей, будут направлять свои усилия на то, чтобы снизить уровень угнетения для граждан страны. И все же в самой благополучной стране, где государство старательно снижает влияние негативных факторов на жизнь людей, всегда найдутся индивиды, недовольные даже самым незначительным уровнем угнетения.
«Почему нам не позволяют купить более крупный жемчуг?» ‒ таков лозунг состоятельных бунтовщиков сегодня. И если правящая элита не удовлетворяет запросы народа, то, рано или поздно, народ такую элиту сметет.
Падение стоимости энергоносителей, сопровождаемое девальвацией рубля и инфляцией, спад производства, отток капиталов, снижение инвестиционной активности и реальных доходов населения, а также другие негативные явления, подкрепленные санкциями западных стран против Российского государства, оказывают непосредственное влияние на самочувствие россиян и рост напряжения в обществе. Это вексаторы, которые, по мнению ученых, могут превратиться в риаторы, если кто-нибудь, наподобие мальчика из сказки о голом короле, объяснит людям, что виновата в этих негативных факторах правящая в стране элита.
Среди опасных последствий кризисного состояния ученые (социологи из МВД) особо выделяют риск социального взрыва. Сегодня очевидно, что протестная активность в ее нынешних проявлениях: митинги, демонстрации, шествия, а также активизация деятельности различных экстремистских и националистических организаций, эскалация агрессии в межличностных, межнациональных отношениях, ‒ является следствием накопившейся в обществе социальной напряженности и социальной тревожности.
Живущий в Англии доктор политических наук из колледжа Святого Антония в Оксфорде В. Пастухов сделал наблюдение, что перспектива России выглядит так пугающе, что подавляющая часть русского общества совершенно искренне желала бы отодвинуть ее как можно дальше. Этот инстинктивный страх перед будущим является истинной основой той консолидации, которая так радует душу русского «патриота». Заставить людей «сплотиться» в помощь лидеру нации ‒ это тоже одно из обличий принуждения.
Со стороны, конечно, виднее. В. Пастухов считает: все, что в России сегодня происходит, так или иначе подчинено задаче предотвращения революции. Это главный пункт политической программы Правительства. Собственно, борьбой с революцией эта программа и исчерпывается. Правительство работает в режиме антиреволюционного МЧС. Оно сделало противодействие революции содержанием уходящей эпохи.
Ради «стабильности» сокращено политическое равноправие и культивируется декоративная демократия. Экономический либерализм сохранен лишь для угодных элите наиболее сговорчивых олигархов, для не относящегося же к элите народа, для обывателей шире открываются двери под сумрачные и окуренные ладаном своды храмов. И все же, какой бы замысловатой ни была траектория движения страны в данных условиях, пункт назначения известен ‒ бунт.
Что же делать, если у элиты нет более крупного жемчуга для своих капризных подданных? Необходимо принудить народ жить при существующем уровне угнетения. И заставить не обращать внимания на вексаторы. А тех, кто обращает внимание, изолировать от общества. Принуждение, которое может принимать самые разные формы, является основным инструментом государства по поддержанию социального мира.
Элита не желает уступать даже часть своих доходов, часть своих прав остальным жителям страны. И складываются условия, что защита людей от того или иного угнетающего фактора обходится государству дороже, чем принуждение сограждан на этот фактор внимания не обращать. Тогда демонстрантов, требующих «вечной молодости» разгоняют резиновыми дубинками. Дубинки дешевле, чем изобретение «эликсира жизни».
В какой-то момент, в период войн или стихийных бедствий, экономических кризисов или эпидемий, может сложиться ситуация, когда чрезмерное угнетение взбунтует широкие массы населения, а у государства не достанет средств обеспечить адекватный принудительный ответ. Вот тогда-то, как учат нас марксисты-ленинцы, и приходит черед революции. Мы, со своей стороны, уточним: не революции, а бунта, который, при определенных условиях, может превратиться в революцию.
Следовательно, и представители власти, и оппозиция должны ясно представлять себе, какие вексаторы положат конец долготерпению народа, превратившись в решающие факторы бунта.
Ученые и политики на Западе, почему-то, считают, что наиболее мощным риатором может стать материальное расслоение населения страны на богатую элиту и бедные народные массы. Если децильный коэффициент (ДК) превысит величину 7‒10, то, по мнению этих исследователей, бунт вполне вероятен. В Европе нормой является дифференциация не более чем в 6 ‒ 7 раз. Показатель материального неравенства ‒ ДК ‒ это отношение доходов десяти процентов самых богатых сограждан к доходам десяти процентов самых бедных жителей страны. Как с этим коэффициентом обстоит дело в России?
Прократики утверждают, что в начале XXI века в России ДК=11, антикратики называют существенно бóльшие числа от 16 до 50, ссылаясь на Росстат. Если ДК=16, то эта величина более чем в 1,6 раза превышает максимально допустимые значения, рекомендованные ООН, и соответствует уровню слаборазвитых стран Юго-Восточной Азии и «банановых республик» Африканского континента. Некоторые антикратики склонны признать и неофициальные оценки. С учетом скрытых доходов, прибылей от незаконной предпринимательской деятельности, а также коррупционных поборов разрыв между бедными и богатыми в России вполне может достигать 40–50 раз, если не больше.
Согласно исследованию ученых из «Boston Consulting Group» (BCG) в 2013 году доля семей с состоянием от $5 млн до $100 млн в России увеличилась до 0,4%. На этом основании можно сделать вывод, что 99,6% домохозяйств (семей) в России к группе долларовых мультимиллионеров не принадлежат. Таким образом, почти 50 млн семей (условно возьмем семью из трех человек), то есть подавляющее большинство россиян, также к классу «очень богатых» не относятся. И более того, можно на фактическом материале доказать, что простые россияне сегодня получают меньшую долю валового национального продукта, чем получали при социализме. Осознание этой несправедливости, о которой мало сегодня дискутируют на телеэкранах, вполне может когда-нибудь взбунтовать широкие слои «обездоленных» россиян.
Патриоту России следует порадоваться тому, что богатство нашей элиты неуклонно растет. Число долларовых миллионеров в России выросло за 2013 год на 18,5%, пишет официоз Кремля «Российская газета». К 2017 году у нас 513 тысяч семей с совокупным капиталом больше одного миллиона долларов. По мнению экспертов, рост связан, во-первых, с доходами от сырьевой экономики, а во-вторых, с повышением прозрачности финансовых потоков. Вышли, как говорится, из тени.
В начале XXI века в России сложился целый класс бедных людей, которые характеризуются особым местом в трудовой иерархии и стилем жизни, точнее, выживания. Портрет «новых бедных» обрисован в докладе председателя комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития А. Очировой. Это люди трудоспособного возраста, занятые в низкооплачиваемой бюджетной сфере, это обитатели обнищавших моногородов, депрессивных регионов, крепко привязанные к месту квартирой и регистрацией.
На имущественную дифференциацию в России влияет масса факторов. Один из них ‒ минимальный размер оплаты труда (МРОТ), равный с 1 января 2015 года 5865 рублям. С 1 июля 2017 года эту границу подняли до 7800 рублей. Многие работодатели совершенно спокойно, назначая жалованье своим сотрудникам, ориентируются на МРОТ. Иначе чем объяснить, что пятая часть аграриев и молодых учителей, почти столько же коммунальщиков и медиков трудятся за зарплату ниже прожиточного минимума, составляющего ныне 8192 рубля? И все они, эти «новые бедные», для которых вексатор ‒ скудость средств, как-то выкручиваются, подрабатывают на нескольких работах на «полставки», тем самым крадут рабочее время на основной службе, а также приворовывают, если распоряжаются материальными ресурсами, активно стремятся к «нетрудовым доходам», давая платные уроки лоботрясам из богатых семей или вымогая взятки у пациентов. Но не бунтуют!
В мае 2017 года эксперты Института социального анализа и прогнозирования РАНХ и ГС представили итоговый доклад о том, как кризис отразился на населении России в 2016 году. Отмечено, что в 2016 году реальные располагаемые денежные доходы россиян снизились на 5,9%. Зарплаты при этом выросли всего на 0,7% ‒ после падения почти на 10% в 2015 году.
Власти подкармливают народ не прибавками к зарплатам и пенсиям, тождественным потерям от реальной инфляции, а лишь уверениями в окончании кризиса. В начале апреля 2017 года министр экономического развития М. Орешкин заявил, что российская экономика вошла в новую стадию роста. Заявления об окончании кризиса неоднократно делал и премьер-министр Д. Медведев. В середине мая 2017 года президент России В.В. Путин заявил о том, что доходы граждан восстанавливаются после кризиса.
Но подобные реляции ‒ неправда. Данные экспертов и Росстата говорят о том, что кризис в России в целом не закончился: рост зарплат остается медленным, доходы падают, а также есть признаки спада в неформальном секторе. Это противоречит взгляду российских чиновников, которые в целом говорят об окончании кризиса. Например, правительство убеждает общество, что не стоит индексировать пенсии работающим пенсионерам. Однако, согласно исследованиям РАНХ и ГС, работающие пенсионеры ‒ это люди, получающие маленькие пенсии и маленькие же зарплаты. Эти две выплаты, по расчетам экономистов, и позволяют выйти им на достаточный для жизни уровень доходов. Решение о том, что пенсии работающим пенсионерам не будут индексированы, серьезно ударит по их положению.
Из всех моделей адаптации доминирует только одна ‒ пассивная, то есть люди сокращают свои расходы. В апреле 2017 года реальные располагаемые доходы населения упали на 7,6% в годовом выражении. Одна из причин такого резкого падения может крыться в изменении методологии Росстата. Это может быть также связано с неформальным сектором ‒ это сектор, который не отражен в статистике и где зарплата платится по серым схемам. Возможно, падение доходов связано с сокращением доходов в неформальном секторе.
Среди значимых для россиян вексаторов в последнее время отмечаются задержки зарплат, переход на неполную рабочую неделю и «предоставление» неоплачиваемого отпуска. Трудно сказать, какая часть «новых бедных» россиян свои очевидные вексаторы считают риаторами. Видимо, пока ‒ небольшая.
К предыдущему разделу книги
К предыдущему разделу книги
К следующему разделу книги
К следующему разделу книги

Комментариев нет:

Отправить комментарий