banners

среда, 19 декабря 2018 г.

Комплекс пассионарности

Егоров С.Н., Цыпленков П.В.
Векторная теория социальной
революции. ‒ СПб.: б.и., 2017. ‒ 400 с., 38 ил.
Книга есть во всех крупных библиотеках России.


Оглавление


Обсуждая признаки, входящие в КП, мы должны подчеркнуть, что каждый из этих признаков составляют относительно редкий фенотип пассионария. Рассматривая каждый из признаков КП в отдельности, мы также приходим к выводу, что данный признак кодируется рецессивным аллелем определенного гена. Люди «обычные» ‒ это норма, таких людей большинство. Но даже среди «нормальных» людей можно обнаружить индивидов, в той или иной степени демонстрирующих отдельные стороны пассионарности.
Редкость признаков КП среди людей можно было бы объяснить низкой частотой соответствующих аллелей в генофонде популяции, исходя из предположения о недавнем происхождении данных мутаций. Но это было бы ошибкой. Аллели генов КП имеются у обезьян, значит, были они уже у общего предка приматов. Они возникли, по всей вероятности миллионы лет назад, и в человеческой популяции их примерно столько же, сколько и аллелей «нормального» поведения. Значит, остается предполагать рецессивный характер этих аллелей. И это, как мы увидим далее, вовсе не означает, что фенотипы, характеризующиеся частичным, незначительным проявлением признаков КП, уступают по своему числу «нормальным», полностью апассионарным фенотипам. Как раз «абсолютные обыватели» ‒ это незначительная часть населения, а те фенотипы, в которых от 1 до 3 генов КП вышли в рецессивную гомозиготу, являются наиболее часто встречающимися среди людей. Это и есть «норма».
Отдельные признаки, составляющие КП, как мы говорили ранее, могут проявлять себя как альтруизм, желание лидировать и командовать. Возможно, таким признаком является слабость и лабильность нервной системы, определяющие темперамент человека.
Так, холерик ‒ энергичный, порывистый, зажигательный, неуравновешенный и в поведении, и в поступках. И. Павлов отмечал, что «это боевые типы, упорные, легко и быстро разочаровываются». Холерик ‒ это потенциальный пассионарий-антикратик.
Человек с флегматичным темпераментом ‒ медлителен и инертен, уравновешен, спокоен, безмятежен и упорен в труде. Вывести из себя флегматика практически невозможно. Вот кто ценен для пополнения «народных масс». Только не выводите флегматика из терпения, иначе он встанет в первые ряды бунтовщиков, бессмысленных и беспощадных. Типичным флегматиком является герой романа Л.Толстого «Война и мир» Пьер Безухов.
Меланхолик ‒ это личность чрезвычайно впечатлительная, тихая, робкая, быстро огорчается и любит одиночество. Каждую неудачу человек с меланхолическим типом темперамента воспринимает как собственную трагедию. Компенсируйте робость меланхолика геном стремления к перемене мест или альтруистической храбростью ‒ и вот вам образ пассионария, чьи особые свойства открываются лишь в критические моменты судьбы общества и страны. Зоя Космодемьянская, в школе необщительная и неразговорчивая, меланхолическая интравертка, а не побоялась в отличие от других комсомольцев, членов диверсионной группы, струсивших и сбежавших в лес, выполнить порученное ей задание, и геройски выдержала пытки врагов.
Тяга к новому, стремление к путешествиям, к перемене мест ‒ это также признаки, входящие в КП. Что известно о генетике этих признаков? Классики русской литературы подметили, что «охота к перемене мест» ‒ это редкое свойство, и оно характерно для центральных героев их повествований.

«Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест)»

(А. Пушкин «Евгений Онегин»)



Характерные реплики Чацкого:
«Хотел объехать целый свет ‒ и не объехал сотой доли».
«Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

(А. Грибоедов «Горе от ума»).



«Сисой не мог долго оставаться на одном месте, и ему казалось, что в Панкратиевском монастыре он живет уже целый год»

(А. Чехов «Архиерей»).



Есть у В. Высоцкого песня о его друге, который уехал в Магадан, неизвестно зачем. Вспоминается и песня Ю. Кукина, тренера по конькобежному спорту, о непреодолимом желании уехать из дому «за туманом, за мечтами и за запахом тайги». Это поэтическая трактовка номадизма, автохтонного качества живой материи, которая, дай ей волю, расползется по всей вселенной.
Л. Гумилев отмечал, что люди, подпадающие под определение пассионариев, характеризуются, в частности, очень активным миграционным поведением. Пассионарии не боятся менять место жительства, активно ищут, где им жить лучше. Тягу к перемене мест (номадизм) удовлетворяют, путешествуя в отпускной период. Причем, стоит заметить, что супруги, нередко различаются по этому признаку. Вот что по этому поводу пишет сатирик С. Альтов: «Я ‒ домосед. Это жена меня таскает по миру, за впечатления ей отдельное спасибо».
Стремление к новизне (филонеизм) ‒ качество бунтовщиков-пассионариев, замеченное давно. Непостоянство мужей и ветреность девушек ‒ одно из фенотипических проявлений этого гена. Ч. Ломброзо в конце XIX века отмечал, что у всех лидеров и революционеров, в отличие от народных масс, существует тяга к новому, поэтому они склонны критиковать власть и требовать замены властвующей элиты, изменений порядков в стране.
В 1996 году сотрудники лаборатории доктора Д. Хэмера из США обнаружили связь между геном на хромосоме №11 и чертой характера, которую психологи определяют как «вечный поиск новизны». Филонеизм объясняется на клеточном уровне повышенной чувствительностью нейронов к дофамину. Те люди, у которых недостаточно рецепторов дофамина больше склонны к поиску новых впечатлений, и это стремление к новизне проявляется во всех сферах жизни. Обнаруженный ген так и назвали «геном поиска новизны». Видимо, неслучайно у американцев соответствующий аллель гена, отвечающего за синтез рецептора дофамина, встречается в 25 раз чаще, чем, скажем, у жителей Южной и Восточной Азии. Из истории мы знаем, как заселялась Америка европейцами. Кто ехал тогда в неизвестность в поисках денег и славы? Конечно же, в первую очередь, это были энергичные люди, склонные к авантюризму, любопытные и импульсивные. Вот они-то и внесли аллель «гена поиска новизны» в современную американскую популяцию. Среди них можно отыскать много бунтовщиков и революционеров. А что мы знаем про революции в истории США? Только один раз американцы восстали против метрополии в 1775 году. П. Сорокин, признанный знаток революций, даже не считает эту войну за освобождение от колониального гнета со стороны Британии революцией. Хотя с нашей точки зрения американцы сумели тогда существенно продвинуться по всем трем осям пространства политических идей. А ещё через 90 лет они, отменив рабство, вновь сделали скачок, вектор которого имеет заметные по размеру проекции на все три оси пространства политических идей. Значит, за 250-летнюю историю в США все же произошли две революции, причем довольно-таки кровопролитные. И больше американцы революций не хотят, избегают критической ситуации. В наши дни политическое устройство США обеспечивает мирную постоянную ротацию элиты и контрэлиты, отводя пассионариям, которые рождаются в народных массах, роль болельщиков и выборщиков (больше ‒ болельщиков), наблюдающих за дебатами политических лидеров, таким способом удовлетворяющих свои потребности в зрелищах, соперничестве и новизне.
Альтернативными признаками является бытовая хитрость, осторожность и прагматизм народных масс (Санчо Панса) и романтическая доверчивость, безрассудная храбрость и увлеченность пассионариев (дон Кихот).
Русский правовед, писатель и публицист И. Ильин заметил по этому поводу: «Глупые бывают часто хитры. Хитрость ‒ не ум, а суррогат ума: она есть инстинктивная изворотливость; отсюда ее неблагородство, ее беспринципность и интриганство.… Настоящий ум не интригует: он слишком благороден и ясен для интриги и слишком уважает себя. Поэтому интриган лишен настоящего ума; он мелок, низок и ограничен».
Пассионарии не изворотливы, их поступки благородны, хотя для «нормального» человека эти поступки кажутся «неразумными» и даже, нередко, заслуживающими порицания.
Люди, как правило, довольствуются тем, что им подсказывают лидеры или собственные органы чувств. Так, Солнце движется по небу ‒ это неоспоримый факт, полученный с помощью наших органов чувств. Народные массы довольствовались этим фактом, а скептиков отправляли на костер. Это состояние длилось тысячи лет. Доказать обратное не знающему астрономию, просто невозможно. Для бытовой практики имеет значение плоская форма поверхности планеты, движение Солнца вокруг Земли, как индикатор времени суток и т.п. Если какой-нибудь пассионарный ученый вознамерится доказывать обывателю что-нибудь вроде «множественности миров», его прогонят, как надоедливую муху. А то и побьют. Одного даже сожгли.
Талантливые ученые обладают самостоятельным мышлением и, если к тому же и достаточно смелы, то они опровергают старые научные парадигмы. Приносят их откровения экономическую или военную выгоду ‒ такие гении счастливы. Если же ученый подрывает авторитет государственной идеологии или религии, то свою диссертацию он будет защищать, сидя на охапках горящего хвороста или с переломанными палачом конечностями.
Будучи на бытовом уровне глупыми, неосторожными, оригинально мыслящими, пассионарии ещё в школе раскрывают эту свою тайну, за что и получают неудовлетворительные оценки от учителей-прагматиков. В странах, где ценится ум и сообразительность, креативность и высокий IQ, школьников специально тестируют. Наиболее выдающимся предоставляют средства для обучения, затем их берут в свои фирмы богачи, которые понимают, что юное дарование, рано или поздно, принесет им прибыль. Однако же пассионарий не обязательно должен обладать высоким IQ. И они до поры до времени не выделяются из массы своих сверстников. Часто, сидят пассионарии за школьными партами неузнанные, и не осознающие той страшной силы, которой их наделила природа, и лишь изредка и самые проницательные педагоги, художники в своей профессии, в силах разглядеть в застенчивой девушке Зою Космодемьянскую, а в озорном юноше будущего Наполеона!
В США проводится такая рутинная работа по поиску гениев. Там при помощи первоначальных тестов из 600000 старшеклассников отбирается 35000 наиболее даровитых. Из них 10000 наилучших, то есть 1,7% самых толковых, креативных, способных предлагать оригинальные решения тех задач, которые подсовывают им экзаменаторы, обеспечиваются стипендиями для прохождения курса престижного вуза и получения высшего образования. Эти стипендиаты отличаются самостоятельностью мышления, чем сильно выделяются из народных масс.
Пассионарии обладают самостоятельностью мышления. Поскольку это признак редкий, будем предполагать, что самостоятельность мышления кодируется рецессивными аллелями определенных генов.
Завершим перечисление признаков, входящих в КП, сравнением таких качеств как радикализм и консерватизм. Это так называемый фактор Q, предложенный в 40-е годы прошлого века выдающимся психологом Р. Кеттеллом.
В «опроснике Кеттелла» определяется положение психотипа человека в пространстве из 16 измерений, таких как замкнутость ‒ общительность, конкретное мышление ‒ абстрактное мышление, эмоциональная нестабильность ‒ эмоциональная стабильность, подчиненность ‒ доминирование, робость ‒ смелость и т.д.
Консерватизм личности, низкие значения Q ‒ это верность традициям, сомнение в отношении новых идей и принципов, склонность к морализации и нравоучениям, сопротивление переменам, узость интеллектуальных интересов, ориентация на конкретную реальную деятельность (цех завода, дача, ремонт своей квартиры).
Радикализм ‒ это свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных увлечений, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, критика начальства, отказ принимать что-либо на веру, направленность на аналитическую, теоретическую деятельность. Пожалуй, радикализм, характерен для пассионария.
В сравнительных исследованиях различных классов людей было получено доказательство того, что личности с высокими показателями по фактору Q лучше информированы, испытывают больший интерес к науке, нежели к догматике. Более того, они готовы к нарушению привычек и устоявшихся традиций, им свойственна независимость суждений, взглядов и поведения.
Высокие оценки по этому фактору наблюдаются у руководителей, администраторов, ученых, преподавателей университетов и особенно ‒ у исследователей и теоретиков. Низкие ‒ у малоквалифицированных специалистов и обслуживающего персонала (няни, разнорабочие, санитарки и т. п.).
Конфликт малочисленных радикалов-пассионариев и многочисленных консерваторов в обществе ‒ далеко не теоретические дебаты на кафедрах вузов, это ‒ постоянная гражданская война. Призыв населения возвратиться к «исконной чистоте веры», борьба с атеизмом или космополитизмом ‒ отнюдь не изобретение современных сектантов-исламистов на Ближнем Востоке или «государственников» в российской Государственной Думе, использующих подобные лозунги в борьбе за власть и контроль над ресурсами, в том числе, долей дохода, которую присваивает элита государства. На стороне консерваторов, благодаря доминантности аллелей эгоизма и мизонеизма, большие массы населения. На стороне малочисленных радикалов ‒ отвага, безрассудная храбрость, генетически свойственный им альтруизм. Если показать таких ярких индивидов народным массам, есть высокая вероятность, что люди, в большинстве своем склонные искать вождей, проникнутся симпатией к новым лидерам и потащатся за ними, куда угодно!
Полуобнаженная девушка в красном фригийском колпаке, летящая на штыки королевских гвардейцев, на известном полотне Эжена Делакруа ‒ это аллегория политического радикализма. Афоризм Козьмы Пруткова «При виде исправной амуниции как презренны все конституции!» ‒ это кредо политиков-консерваторов и контрреволюционеров. Вспомним историю возникновения и укрепления протестантизма. Варфоломеевская ночь, описанная Александром Дюма в романе «Королева Марго». Религиозные войны, яростная пропаганда и контрпропаганда, агрессивная миссионерская деятельность, вспышки фанатизма и уничтожение борцами за новый мир символов мира старого, включая созданные в нем архитектурные и художественные шедевры. И закончилось все воцарением Вестфальской политической системы, узаконившей моноэтнические монархии от Португалии до России.
Нельзя путать религиозный радикализм современных исламистов с радикализмом пассионариев в нашем понимании и в терминах Р. Кеттелла. Если высокий Q ‒ это наука, стремление к новизне, критика авторитетов, то религиозный радикализм ‒ это фанатизм, удел людей малообразованных, консервативно настроенных, верящих в чудеса, реализующих свое стремление «уклониться от опасности», путем перекладывания ответственности за свои успехи или неудачи на Всевышнего. Образование и просвещение ‒ единственное оружие в борьбе с религиозным фанатизмом, но если авторы настоящей книги попробуют развить эту мысль, то современные политкорректоры и блюстители нравственности с депутатскими значками могут обвинить писателей в оскорблении чувств сограждан, пока ещё верующих в бога. Мы не обсуждаем религию и менее всего желаем кого-либо «оскорбить». Хотя мы категорически не согласны с тем, что чувства верующих в какого-нибудь бога хоть на йоту ценнее чувств людей, неверующих ни в какого бога.
Почему КП в целом рецессивен? Необходимо, наконец, однозначно ответить на этот вопрос, поскольку вся изложенная далее теория революции базируется именно на этом предположении, на этой гипотезе.
Если бы пассионарность доминировала в фенотипе, как это на ранних стадиях своих исследований этногенеза предполагал Л. Гумилев, то повсюду нас бы окружали непоседы, неопрятные, раздражительные и драчливые персоны, народ массами переселялся с места на место, города то заполнялись, то оскудевали населением. Никакого сколько-нибудь осознанного массового и продолжительного труда, лежащего в основе всякой цивилизации, человечество бы не осуществило. Ученые и инженеры-пассионарии, придумав способ вырваться в космос из земной колыбели, так и положили бы свои чертежи в стол, поскольку долгий и тяжелый труд, необходимый для строительства заводов, магистралей и космодромов, невозможен без участия большого числа терпеливых и флегматичных тружеников.
Расселившись по планете, следуя потребности к новизне, свойственной пассионариям, эти разрозненные народные массы первобытных обезьянолюдей вымерли бы, съеденные физически более сильными хищниками, и от голода, поскольку не научились бы дожидаться созревания урожая. Может быть, доминирование пассионарности в фенотипе древних родственников, но не предков человека, синантропов или неандертальцев, упорство и отвагу которых не сломили морозы ледникового периода, оказалось роковым при соперничестве с более осторожными и дружными кроманьонцами-эгоистами? Как знать? Бросаясь «грудью на амбразуру», пассионарии умирают, зачастую не успев оставить потомство. Биологический вид, в котором черты пассионарности доминируют, должен превращаться в малочисленных хищников-одиночек. Доминирующая пассионарность никак не годится для многочисленных стай обезьян, для стадных и общественных животных. В этих больших сообществах пассионарии ‒ это фенотип рецессивных аллелей, достаточно редкая внешность и, часто, трагическая судьба. Пассионарии погибают, защищая своих ближайших родственников, и, следовательно, способствуют сохранению и распространению рецессивных аллелей КП, скрытых в хромосомах их гетерозиготных братьев.
К предыдущему разделу книги
К предыдущему разделу книги
К следующему разделу книги
К следующему разделу книги

Комментариев нет:

Отправить комментарий