banners

среда, 19 декабря 2018 г.

Эволюция личности

Егоров С.Н., Цыпленков П.В.
Векторная теория социальной
революции. ‒ СПб.: б.и., 2017. ‒ 400 с., 38 ил.
Книга есть во всех крупных библиотеках России.


Оглавление


Личность не самодостаточна,
она не может довольствоваться собой.
Она всегда предполагает существование
других личностей…

Николай Бердяев


Философский взгляд на дифференциацию отдельных индивидов в обществе нашел свое отражение в теории социальных типов личности, социальных ролей, как способах осуществления человеком различных видов деятельности, и свойствах личности, выражающих принадлежность индивида к социальной группе. Считается, что в первобытном обществе, о котором, должны признать, положа руку на сердце, мы почти ничего не знаем наверняка, поскольку наши предки в эпоху палеолита не затрудняли себя высеканием дневников или хотя бы «партийных лозунгов» на скалах и стенах пещер, все люди представляли собой усредненную личность добытчика-потребителя. Социальные роли первобытных мало различались между собой. Этому способствовал единый для всех образ жизни (питание, выживание) ‒ охота, собирательство, борьба с хищниками, холодом, иными племенами. Возможности и потребности были сходными у всех, но по психологическим особенностям люди уже различались и в те отдаленные времена, также как и сегодня. Тридцать тысяч лет не изменили коренные характерные признаки вида млекопитающих, к которому все мы принадлежим, ‒ кроманьонцев.
Совершенствование форм и способов совместного труда, социального поведения, разделение функций между членами «человеческого стада» и превращение их в индивидов, составляющих уже «общество» или «социум», происходило на фоне жесткого внутривидового отбора, борьбы с природными угрозами и с себе подобными. Ведь самым страшным врагом человека в ту темную эпоху, по меткому выражению писателя-фантаста Анри Бекса (Рони-старшего), врагом страшнее пещерного медведя или саблезубого тигра, врагом, которого при встрече следовало убить в бесспорном и первоочередном порядке, был другой человек. Следовательно, хоть в бытовом плане все первобытные и походили друг на друга, все же они умели отличать «своих» от «чужих». И типология личностей, хотя ещё и не близких к «социальным», также могла выявить различные группы индивидов среди обитателей пещер по их поведенческим реакциям. Значит, какая-то дифференциация внутри групп зверей из вида Homo sapiens - человеческого вида - уже существовала изначально.
Наверняка существовали ещё в палеолите трусы и храбрецы, лукавые и прямодушные, упрямые и покладистые, тугодумы и те, кто умеет быстро искать компромиссные решения. Точно так же, как генетики разъясняют нам, что все породы декоративных, охотничьих и служебных собак содержались «внутри» их дикого шакалообразного предка, по счастливому стечению обстоятельств сдружившегося с первобытными людьми. Изменчивость этого вида млекопитающих оказалась весьма высока в отличие от изменчивости, например, в семействе кошачьих, более специализированных и занимающих в природе узкую экологическую нишу сумеречных хищников.
Примечание
Палеолит - геолого-историческая эпоха с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 1 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. Выделен в 1865 г. Джоном Лаббоком. Затем ещё пять тысяч лет длился мезолит. Приручена собака, изобретен лук и стрелы, сложные орудия труда. Начало земледелия. Неолит - эпоха просверленных и полированных каменных орудий. Развиваются земледелие и скотоводство, которые вытесняют охоту и собирательство. Формируется государство. Строятся большие поселки. На Ближнем Востоке народы самыми первыми вступили в неолит за 9 тыс. лет до н.э. Некоторые племена в джунглях и на тропических островах до сих пор пребывают в неолите по своим потребностям и культуре.

Усложнение общества разнообразило социальные роли людей, играть которые приходилось индивидам, обладающим такими психическими свойствами, которые присущи человеку издревле. Человек, как и собака, оказался весьма изменчивым видом, способным производить в поколениях разные «породы» людей.
Социальная роль ‒ это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данное место в обществе или системе общества, например, в государстве.
В современном мире скрытые внутри наших палеолитических предков - кроманьонцев - социальные типы личности реализовывались в различных культурах, и на ступенях человеческой цивилизации мы видим уже примеры, когда социальные типы личностей способствуют или препятствуют людям играть те или иные социальные роли. Образование и усложнение государства потребовало от общества таких индивидов, личности которых позволяли им удовлетворительно справляться с обязанностями государственных служащих.
Многообразие типов личности не возникло «ниоткуда», а проявлялось из уже существовавших в человеческих племенах-популяциях зачатков вследствие разделения общества на классы, национальные и профессиональные группы, различные экономические, политические, художественно-культурные объединения. Чем дальше, тем сложнее становились и социальные роли: индустриальных рабочих и крестьян, интеллигенции, гражданских и военных служащих; политических и партийных деятелей ‒ консервативных и реформистских, настроенных оппозиционно или лояльно правительству.
По определению французского историка и антрополога Эммануэля Тодда «система типов личности, или личностная структура общества, представляет особое персонифицированное выражение социально-классовой структуры данного общества, а ее изменения ‒ персонифицированное движение социального организма, его подъема, кризиса или депрессии».
Настоящей энциклопедией социальных ролей в российском обществе, которые возлагались на индивидов с различными социальными типами личностей, принято считать в начале XIX века роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», а в начале XX века ‒ эпопею А.М.Горького «Жизнь Клима Самгина». В.Солоухин в книге «Продолжение времени» отразил это в следующих конкретных лицах. Дореволюционная Россия «была многогранна и многообразна. Существовала Россия чиновников: Акакий Акакиевич, Каренин, городничий; была Россия воинской доблести и славы: Бородино, оборона Севастополя, Шипка и Плевна; была Россия бунтующая: Пугачев, Болотников, Разин, 1905 год; была Россия землепроходцев: Дежнев, Беринг, Пржевальский, Семенов-Тян-Шанский, Арсеньев; Россия науки: Яблочков, Попов, Менделеев, Сеченов, Мечников, Тимирязев; Россия искусства: сотни имен. Была Россия студенческая и офицерская, морская и таежная, пляшущая и пьющая, пашущая и бродяжья. Но была еще Россия молящаяся».
Необъятная пестрота социальных ролей требует от нас произвести строгую селекцию и выделить для понимания феномена революции только такие социальные роли и соответствующие им социальные типы личности, которые связаны с государством. Проведенные социологами исследования и предложенные ими различные типологии личностей не в полной мере, как нам представляется, дают инструмент для анализа отношения индивида к государству. Мы в данной книге будем использовать типологию, в основе которой лежит восприятие индивидом в качестве ценностей собственно государства, властвующей в этом государстве элиты и постоянства занятого индивидом места в государственной иерархии. А также воли и способности индивида принять участие в преобразовании и функционировании государства, то есть взять на себя социальную роль революционера. Но сначала кратко коснемся самой методологии подобных классификаций.
К предыдущему разделу книги
К предыдущему разделу книги
К следующему разделу книги
К следующему разделу книги

Комментариев нет:

Отправить комментарий