Егоров С.Н., Цыпленков П.В.
Векторная теория социальной
революции. ‒ СПб.: б.и., 2017. ‒ 400 с., 38 ил.
Книга есть во всех крупных библиотеках России.
Векторная теория социальной
революции. ‒ СПб.: б.и., 2017. ‒ 400 с., 38 ил.
Книга есть во всех крупных библиотеках России.

Оглавление
- Введение
- Глава 1. Пространство политических идей
- Свобода или подчинение?
- Ось источников права
- Ось использования права
- Революция
- Система координат. Пределы. Единицы измерения
- Идеальное и реальное
- Выводы
- Глава 2. Классификация политиков
- Эволюция личности
- Личность и её ценности
- Политическая типология
- Ты «за» или «против»?
- Элита ‒ по-простому «власть»
- Пассионарные вожаки революции
- Не всем удача улыбнется
- Армия вне политики
- Vox populi ‒ глас народа
- Глава 3. Движущие силы революции
- Пожнешь судьбу
- Генотип и фенотип
- Психология революционера
- Альтруисты ‒ рекруты революции
- Ведущие и ведомые
- Комплекс пассионарности
- Распределение пассионарности в народе
- В книгах и в жизни
- О неизбежности бунта
- Выводы. Вожди революции ‒ редкость
- Глава 4. Угнетение и принуждение
- Факторы угнетения, факторы бунта
- Сытые и голодные
- Алгебра бунта
- Принуждение и долготерпение
- Бунтовать по примеру соседей
- Принуждение как фактор бунта
- Глава 4. Выводы
- Глава 5. Мирные революции
- Франция, 751 год. Прощание с волосами.
- Англия, 1215 год. Великая Хартия Вольностей.
- Россия, 1861 год. Царь-революционер.
- Россия, 1989-1993 годы
- Исландия, 2010 год. Мир - народу, война - банкирам
- Выводы
- Глава 6. Цели и задачи революции
- Демократия без равноправия ‒ это геноцид
- Задачи революционеров-демократов
- Где демократия, там и равноправие
- Оппозиция и Конституция
- Сопротивление революции
- Эволюция или революция?
- Порох для революции
- Что делать?
- Глава 7. Фрилансизм
- Череда общественно-экономических формаций
- Двухколесный велосипед
- Эпоха свободного труда
- Потребности
- Кто ‒ кого?
- Фрилансизм - прорыв к свободе, равноправию, демократии
- Выводы
- Резюме
- Заключение
- Терминология
- Сокращения
Личность не самодостаточна,
она не может довольствоваться собой.
Она всегда предполагает существование
других личностей…
Николай Бердяев
Философский взгляд на дифференциацию отдельных индивидов в обществе нашел свое отражение в теории социальных типов личности, социальных ролей, как способах осуществления человеком различных видов деятельности, и свойствах личности, выражающих принадлежность индивида к социальной группе. Считается, что в первобытном обществе, о котором, должны признать, положа руку на сердце, мы почти ничего не знаем наверняка, поскольку наши предки в эпоху палеолита не затрудняли себя высеканием дневников или хотя бы «партийных лозунгов» на скалах и стенах пещер, все люди представляли собой усредненную личность добытчика-потребителя. Социальные роли первобытных мало различались между собой. Этому способствовал единый для всех образ жизни (питание, выживание) ‒ охота, собирательство, борьба с хищниками, холодом, иными племенами. Возможности и потребности были сходными у всех, но по психологическим особенностям люди уже различались и в те отдаленные времена, также как и сегодня. Тридцать тысяч лет не изменили коренные характерные признаки вида млекопитающих, к которому все мы принадлежим, ‒ кроманьонцев.
Совершенствование форм и способов совместного труда, социального поведения, разделение функций между членами «человеческого стада» и превращение их в индивидов, составляющих уже «общество» или «социум», происходило на фоне жесткого внутривидового отбора, борьбы с природными угрозами и с себе подобными. Ведь самым страшным врагом человека в ту темную эпоху, по меткому выражению писателя-фантаста Анри Бекса (Рони-старшего), врагом страшнее пещерного медведя или саблезубого тигра, врагом, которого при встрече следовало убить в бесспорном и первоочередном порядке, был другой человек. Следовательно, хоть в бытовом плане все первобытные и походили друг на друга, все же они умели отличать «своих» от «чужих». И типология личностей, хотя ещё и не близких к «социальным», также могла выявить различные группы индивидов среди обитателей пещер по их поведенческим реакциям. Значит, какая-то дифференциация внутри групп зверей из вида Homo sapiens - человеческого вида - уже существовала изначально.
Наверняка существовали ещё в палеолите трусы и храбрецы, лукавые и прямодушные, упрямые и покладистые, тугодумы и те, кто умеет быстро искать компромиссные решения. Точно так же, как генетики разъясняют нам, что все породы декоративных, охотничьих и служебных собак содержались «внутри» их дикого шакалообразного предка, по счастливому стечению обстоятельств сдружившегося с первобытными людьми. Изменчивость этого вида млекопитающих оказалась весьма высока в отличие от изменчивости, например, в семействе кошачьих, более специализированных и занимающих в природе узкую экологическую нишу сумеречных хищников.
Примечание
Палеолит - геолого-историческая эпоха с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 1 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. Выделен в 1865 г. Джоном Лаббоком. Затем ещё пять тысяч лет длился мезолит. Приручена собака, изобретен лук и стрелы, сложные орудия труда. Начало земледелия. Неолит - эпоха просверленных и полированных каменных орудий. Развиваются земледелие и скотоводство, которые вытесняют охоту и собирательство. Формируется государство. Строятся большие поселки. На Ближнем Востоке народы самыми первыми вступили в неолит за 9 тыс. лет до н.э. Некоторые племена в джунглях и на тропических островах до сих пор пребывают в неолите по своим потребностям и культуре.
Палеолит - геолого-историческая эпоха с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 1 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. Выделен в 1865 г. Джоном Лаббоком. Затем ещё пять тысяч лет длился мезолит. Приручена собака, изобретен лук и стрелы, сложные орудия труда. Начало земледелия. Неолит - эпоха просверленных и полированных каменных орудий. Развиваются земледелие и скотоводство, которые вытесняют охоту и собирательство. Формируется государство. Строятся большие поселки. На Ближнем Востоке народы самыми первыми вступили в неолит за 9 тыс. лет до н.э. Некоторые племена в джунглях и на тропических островах до сих пор пребывают в неолите по своим потребностям и культуре.
Усложнение общества разнообразило социальные роли людей, играть которые приходилось индивидам, обладающим такими психическими свойствами, которые присущи человеку издревле. Человек, как и собака, оказался весьма изменчивым видом, способным производить в поколениях разные «породы» людей.
Социальная роль ‒ это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данное место в обществе или системе общества, например, в государстве.
В современном мире скрытые внутри наших палеолитических предков - кроманьонцев - социальные типы личности реализовывались в различных культурах, и на ступенях человеческой цивилизации мы видим уже примеры, когда социальные типы личностей способствуют или препятствуют людям играть те или иные социальные роли. Образование и усложнение государства потребовало от общества таких индивидов, личности которых позволяли им удовлетворительно справляться с обязанностями государственных служащих.
Многообразие типов личности не возникло «ниоткуда», а проявлялось из уже существовавших в человеческих племенах-популяциях зачатков вследствие разделения общества на классы, национальные и профессиональные группы, различные экономические, политические, художественно-культурные объединения. Чем дальше, тем сложнее становились и социальные роли: индустриальных рабочих и крестьян, интеллигенции, гражданских и военных служащих; политических и партийных деятелей ‒ консервативных и реформистских, настроенных оппозиционно или лояльно правительству.
По определению французского историка и антрополога Эммануэля Тодда «система типов личности, или личностная структура общества, представляет особое персонифицированное выражение социально-классовой структуры данного общества, а ее изменения ‒ персонифицированное движение социального организма, его подъема, кризиса или депрессии».
Настоящей энциклопедией социальных ролей в российском обществе, которые возлагались на индивидов с различными социальными типами личностей, принято считать в начале XIX века роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», а в начале XX века ‒ эпопею А.М.Горького «Жизнь Клима Самгина». В.Солоухин в книге «Продолжение времени» отразил это в следующих конкретных лицах. Дореволюционная Россия «была многогранна и многообразна. Существовала Россия чиновников: Акакий Акакиевич, Каренин, городничий; была Россия воинской доблести и славы: Бородино, оборона Севастополя, Шипка и Плевна; была Россия бунтующая: Пугачев, Болотников, Разин, 1905 год; была Россия землепроходцев: Дежнев, Беринг, Пржевальский, Семенов-Тян-Шанский, Арсеньев; Россия науки: Яблочков, Попов, Менделеев, Сеченов, Мечников, Тимирязев; Россия искусства: сотни имен. Была Россия студенческая и офицерская, морская и таежная, пляшущая и пьющая, пашущая и бродяжья. Но была еще Россия молящаяся».
Необъятная пестрота социальных ролей требует от нас произвести строгую селекцию и выделить для понимания феномена революции только такие социальные роли и соответствующие им социальные типы личности, которые связаны с государством. Проведенные социологами исследования и предложенные ими различные типологии личностей не в полной мере, как нам представляется, дают инструмент для анализа отношения индивида к государству. Мы в данной книге будем использовать типологию, в основе которой лежит восприятие индивидом в качестве ценностей собственно государства, властвующей в этом государстве элиты и постоянства занятого индивидом места в государственной иерархии. А также воли и способности индивида принять участие в преобразовании и функционировании государства, то есть взять на себя социальную роль революционера. Но сначала кратко коснемся самой методологии подобных классификаций.
![]() К предыдущему разделу книги |
![]() К следующему разделу книги |