banners

среда, 19 декабря 2018 г.

Глава 5. Мирные революции


Демократия ‒ это лишь поезд,
с которого мы сойдём,
как только достигнем цели.

Мехмед (Зия) Гёкальп,
турецкий революционер

Егоров С.Н., Цыпленков П.В.
Векторная теория социальной
революции. ‒ СПб.: б.и., 2017. ‒ 400 с., 38 ил.
Книга есть во всех крупных библиотеках России.


Оглавление


История зафиксировала много событий, которые меняли судьбу той или иной страны, сопровождались кровопролитием, сменой правящих элит, границ, государственного языка, при этом указанные роковые изломы по своим последствиям не являлись революциями. Как бы ни именовали их историки, это были не революции, поскольку существенного перемещения государства в пространстве политических идей не наблюдалось. Ведь название страны может меняться сколько угодно, а государственный строй останется неизменным. Напротив, есть малозаметные реформы, конституционные поправки и указы новых властителей, которые не сопровождались кровопролитием и народными бедами, но по своему значению являются революциями.
Невозможность решить социально-экономические проблемы в рамках существующей в стране политической системы принуждает наиболее радикально настроенных пассионариев-антикратиков требовать решения этих проблем посредством глубоких реформ. Начало таких реформ знаменует какой-нибудь «дворцовый переворот» или естественная кончина престарелого «национального лидера», как это случилось, например, в Португалии после смерти А. Салазара, управлявшего страной в течение 36 лет.
Нанятые прократиками идеологи и литераторы пугают нас, что революционный процесс болезненнее, драматичнее и вреднее, чем мирное сосуществование в период застоя, чем консервация государства в привычной для народа области пространства политических идей с достигнутым в прошедшие годы уменьшенным (увеличенным) уровнем деспотии, политического неравенства или доминирования бюрократического аппарата над населением. Это ложная альтернатива: «мирное сосуществование», «консервация» неминуемо ведут к революции. И чем дольше продлится мирное застойное, уравновешенное сосуществование элиты и народных масс, тем больших жертв революция потребует. Альтернативой революции является модернизация. Там, где элита проводит модернизацию, пусть даже самую медленную, революция не потребуется.
Так ли опасны для народа революции? Неужели революционные преобразования по вектору к демократии, либерализму, равноправию в обязательном порядке сопряжены с физическим уничтожением консервативного истеблишмента, причинением горя многим жителям и повреждением имущества широких народных масс? Оказывается, бывают и мирные революции, которые, тем не менее, обеспечивают значительное перемещение государства по направлению к прогрессивным политическим идеям за очень короткий срок.
Давайте попробуем применить наш наблюдательный инструмент ‒ пространство политических идей. Поместим какое-нибудь историческое событие, которое считается революцией, дворцовым переворотом или масштабной реформой, в эту систему координат. Оценим, существенное ли движение по одной или по всем осям политических координат проделало государство в результате этого события. И почему это случилось: насколько разбалансированными в стране были в этот исторический момент угнетение и принуждение, кто стремился к переменам в жизни народа, куда был направлен вектор революции, и кто оказался в итоге главным бенефициаром государственного переворота, превратившегося в революцию?
Должны подчеркнуть, что даже воинственная ленинская школа революционеров признает, что при определенных условиях революционное превращение государства может совершаться мирными средствами. Если смещаемая элита или, по терминологии коммунистов, прежний класс-гегемон не прибегает к вооруженному сопротивлению, не имеет таких возможностей, сил, средств или желания, то, вполне вероятно, в такой стране за революцией не последует гражданская война. Если истеблишмент принимает меры по модернизации заблаговременно, не дожидаясь, пока чрезмерное угнетение взбунтует население, то и массовых беспорядков и вооруженного восстания рассерженных горожан также удается избежать. При этом, возможно, часть правящей элиты вынуждена будет уйти в тень с политической арены, из депутатов и министров, переквалифицироваться в банкиров, дипломатов, руководителей вузов, фондов, персональных пенсионеров.
Революция вовсе не обязательный элемент в жизни каждого государства. Если достаточное позитивное перемещение страны в политическом пространстве происходит за большой, а не короткий промежуток времени, никакой революции не нужно. Двигаясь плавно по направлению к либерализму, демократии, равноправию, любая страна вполне может прожить и без революций.
Интенсивное движение в сторону демократии в Великобритании было растянуто на целый век. Первый демократический акт, переместивший это государство по направлению к всеобщим выборам, датируется 1832 годом. Окончательно всеобщими выборы стали только в 1918 году. Англичане находились в движении, в постоянной борьбе за парламентаризм и демократию, в которой участвовали влиятельные политические силы, элита страны. Им никакой революции и не потребовалось. А вот в Российской империи до 1905 года о выборах вообще было почти не слышно. И потребовалась революция для того, чтобы в 1917 году провести самые демократичные в мире выборы в Учредительное собрание.
Движение к прогрессивным политическим идеям ‒ это автохтонный и неостановимый общественный процесс, природное свойство государства. Торможение этого процесса ‒ причина революционных скачков. Беда в том, что тот, кто может обеспечить плавное движение государства по пути прогресса думает, что вовсе в этом движении не заинтересован. А тот, кто в нем заинтересован, не может обеспечить плавного движения. Он может только терпеть до поры до времени, а когда терпеть станет невмоготу, поучаствовать в бунте, который с малой долей вероятности может завершиться революцией. Только болтаясь в петле на фонаре или стреле подъемного крана, те, кто мог обеспечить плавное движение в политическом пространстве, начинают понимать, как они, в действительности, были заинтересованы в этом спокойном и безопасном процессе.
Приведем несколько примеров мирных революций (различающихся по степени радикализма), произошедших в разные периоды истории в разных странах.
К предыдущему разделу книги
К предыдущему разделу книги
К следующему разделу книги
К следующему разделу книги
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий