banners

среда, 19 декабря 2018 г.

Свобода или подчинение?

Первой и наиболее важной осью политического пространства является ось безусловных ценностей: человек ‒ общество ‒ государство.
На одном конце этой оси расположена политическая идея №1, согласно которой каждый человек является наивысшей ценностью ‒ центром вселенной, ради которой всё существует и функционирует. Общество ‒ это совокупность отдельных личностей (индивидов), не должная иметь ни на какую личность никаких прав, не должная иметь никаких интересов, противоречащих интересам отдельной личности. Государство ‒ некий инструмент, предназначенный для организации сосуществования людей и, так же, как и общество, не имеющий никаких прав на отдельную личность и никаких интересов, интересам этой личности противоречащих. Согласно этой политической идее у человека есть только три рода обязанностей ‒ не нарушать таких же, как у него, прав других людей, исполнять обязательства, которые он добровольно на себя принял, и платить налоги на содержание государства. Государство обеспечивает выполнение этих обязанностей каждым человеком.
Егоров С.Н., Цыпленков П.В.
Векторная теория социальной
революции. ‒ СПб.: б.и., 2017. ‒ 400 с., 38 ил.
Книга есть во всех крупных библиотеках России.


Оглавление


Эта политическая идея предполагает наличие у каждого человека максимально возможного объема свободы, поэтому наиболее подходящее название этой политической идеи ‒ либерализм.
Каждый студент знает, что в любом учебнике перечень политических идей должен начинаться с либерализма. Потому, что либерализм, в сущности, является идеологией промышленного Запада; подчас его понимают даже как религию, способную охватить самый широкий круг противоречивых ценностей и взглядов. Но мало кто даже из самых вдумчивых студентов сможет сформулировать кратко, что он лично понимает под этим политологическим термином ‒ «либерализм»: от чего надо освобождать, кто, когда и чем поработил кого-то, нуждающегося в освобождении?
Хотя, как вполне сложившаяся политическая доктрина, либерализм утвердился не ранее начала XIX века, отдельные его элементы формировались в течение предшествующих трех столетий. По сути, либерализм ‒ это продукт распада феодализма и становления рыночного, или капиталистического, общества. Ранний либерализм, естественно, выражал устремления поднимающегося промышленного пока еще среднего класса; с тех пор либерализм и капитализм тесно, если не сказать неразрывно, связаны друг с другом в умах людей.
И все же сама идея «свободы» и «воли» ‒ это свойство генетически присущее человеческому сознанию. «Я свободен!» ‒ радуется школьник, потому что заболел, и ему не надо идти в школу. «Скоро меня выпустят на волю», ‒ мечтает узник, хотя в заключении его кормят и одевают, а «на воле» придется самому заботиться о жилье и пропитании. Задолго до промышленной революции все люди понимали, что раб несвободен, потому что ‒ исполнитель чужой воли, а рабовладелец по отношению к рабу свободен. Но по отношению к императору и рабовладелец несвободен, поскольку император может по своей прихоти ограбить или казнить рабовладельца! Выходит, свобода ‒ относительное понятие. Мало помалу свобода индивида стала все более противопоставляться подчинению индивида государству (императору, феодалу, президенту, правящей клике). Напрашивался вывод: освобождать людей надо от гнета государства!
К началу XIX века либеральные идеи Дж. Локка и Ш. Монтескье трансформировались в пропаганду свободного капитализма и осуждение всяких форм государственного вмешательства в экономику. Это и стало краеугольным камнем классического либерализма ‒ экономического либерализма XIX века. В конце XIX века, однако, возникла форма социального либерализма, осознававшего необходимость социальных реформ в интересах низших классов и государственного вмешательства в экономическую жизнь, чтобы защищать индивида и от государства, и от могущественных корпораций.
Здесь мы напоминаем об этом только для того, чтобы читателю стало понятно ‒ данное нами определение понятия «либерализм» имеет мало общего с обычным толкованием этого слова.
Мы называем жителя страны, гражданина индивидом, вкладывая в этот философский термин, политический смысл. Индивид означает в переводе ‒ неделимый. Индивид ‒ это человек, автономный и в большой степени самодостаточный. Индивид ‒ носитель большого количества свойств, признаков. Единичное, есть то, что принадлежит только одному человеку. Например: гены, отпечатки пальцев, индивидуальный стиль в труде, почерк и т.д. Если собрать все единичное в человеке, то получится индивидуальность. Индивидуальность каждого человека ‒ величайшее богатство общества. Каждая индивидуальность ‒ неповторимый бриллиант (или, по крайней мере, алмаз), которые вместе составляют бесценную кладовую общества. Либерализм «заточен» на то, чтобы ради пользы всего общества предоставить индивиду как можно больше возможностей для проявления полезных свойств его индивидуальности. Такие задатки, как склонность к пьяным дракам и девиантному поведению маньяка-душителя, разумеется, либерализм отвергает, и способствовать им не будет. Это вытекает из формулировки первой обязанности человека: не нарушать таких же, как у него, прав других людей.
Обычно, мы не отдаем себе отчета в том, что индивид ‒ неповторимое, незаменимое. Мы привыкли к тому, что «нет людей незаменимых». При либерализме ценна жизнь каждого человека, что противоположно ценностям «государственников». Для них человек ‒ пушечное мясо или серый «рабочий класс», «вата» для ватника, который согревает тело элиты. Для демократа-этатиста весь народ ‒ это «массы», которыми должно управлять государство во благо самих же «народных масс». Такими были, кстати говоря, взгляды большевиков-ленинцев. Для демократа-либерала «народные массы» не существуют, а есть индивиды, которые живут в одно и то же время и хотят, чтобы у них была возможность удовлетворять свои потребности при посредничестве государства, чтобы другие индивиды не посягали на их права, закрепленные в основных законах государства.
Люди ‒ не безликая «органическая масса», они не похожи друг на друга, вот почему трудно сложить из них некое государственное здание, фаланстер, как рабочий барак из одинаковых кирпичей. Один человек тверд, но мал, другой с округлыми гранями, третий велик по размеру и причудлив по форме. Как из таких камней строить дом? Замечено ещё в Библии ‒ камень, отвергнутый строителями, стал во главе угла. Так бывает. Хорошим или плохим для каждого по-своему делает окружающий мир не бог, а контактирующие с нами люди и обстоятельства. Индивид с характером революционера в период консервации, застоя или реставрации никому не нужен. Но стоит стране стать на рельсы модернизации, как тут же революционерам предлагают места машинистов во всех «бронепоездах», выводимых с запасных путей.
Суть либерализма заключается в том, что у человека ни перед обществом, ни перед государством нет никаких обязанностей, кроме тех трех, о которых сказано в нашем определении либерализма. Повторим их ещё раз: не нарушать таких же, как у него, прав других людей, исполнять обязательства, которые он добровольно на себя принял, и платить налоги на содержание государства.
На противоположном конце оси ценностей расположена политическая идея №2, согласно которой государство ‒ это всё. Человек ‒ это винтик, роль и функция которого определена государством. Любое предписание государства законно и подлежит неукоснительному исполнению. У человека нет никаких самостоятельных целей. Общество ‒ инструмент государства, помогающий методами солидарной ответственности (один за всех и все за одного) принудить индивида исполнять любые предписания государства. Название этой политической идеи ‒ этатизм.
Этатизм ‒ весьма популярная в последние века политическая идея. Никто иной, кроме государства, не способен осуществить общую волю народа. С этим трудно спорить. Особенно, если это будет «общенародное» государство, а не власть помещиков, капиталистов или иных отдельно взятых групп населения, элиты финансовой, этнической или религиозной. В ходе Великой французской революции эта идея «общей воли», сформулированная Ж.-Ж.Руссо, по сути своей ‒ социалистическая, получила практическое воплощение в виде все более усугубляющегося этатизма. Знаменитый якобинец М.Робеспьер и его сторонники использовали идеи Руссо для оправдания массового террора. Главным средством утверждения «общей воли» стала гильотина. За несколько лет той революции на гильотине погибло 17 тысяч человек, среди которых были как сторонники монархии, так и сами революционеры.
Оппозицию либерализму и идее народного суверенитета составила политико-правовая теория Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Восторженное отношение к Французской революции и Наполеону к концу жизни Гегель утратил. Он стал критиковать демократию и защищать прусское полицейское государство, которое казалось ему (не бескорыстно) реализацией политической разумности. Он поставил государство выше общества и личности. Личность приобретает свободу, выполняя свой долг перед государством. Само государство вправе защищать себя от людей, чьи убеждения нарушают общественный порядок.
Собственно говоря, в современном коктейле из «патриотизма» и «державности» нетрудно разглядеть именно этатизм. Это мировоззрение имеет глубочайшие исторические корни. Ещё Платон (427-347 гг. до н.э.), основатель философского идеализма, выступал с апологией реакционной уже тогда формы правления ‒ сословной аристократии. Адекватной политической формой идеального государства Платон считал аристократическую республику, в которой верхушка господствующего рабовладельческого класса, обладающая якобы пониманием высших идей, диктаторскими методами правила бы всей остальной массой населения. Вот уж кого по справедливости следует назвать основоположником этатизма, апологетом государства для винтиков.
Руководя государством, поучает Платон, надо отодвинуть в сторону личное усмотрение и опираться, прежде всего, на религию и законы (выраженные, прежде всего, в неписаных обычаях), которые отныне станут самым тщательным образом регламентировать всю публичную и частную жизнь граждан. Тем, кто попытается ниспровергнуть или же пошатнуть существующий государственный строй, грозит смертная казнь. Такова участь борцов за свободу индивида ‒ либералов ‒ в государстве Платона. Возможное количество обязанностей человека по Платону ничем не ограничено. Разве что недостатком изобретательности государства.
В истории человечества оставила свой глубокий след и ещё одна идея ‒ политическая идея примата общества над государством ‒ не менее древняя, чем идея этатизма. Обоснование этой политической идеи мы находим уже у Аристотеля, затем в эпоху Просвещения у Ж.-Ж. Руссо. Идея общей воли народа может быть реализована только государством, но сама общая воля есть воля общества, а не правящей элиты. Все должно принадлежать обществу, а не отдельным индивидам. «Частная собственность ‒ есть кража», ‒ такой лозунг Прудона не мог порадовать ни либералов, ни этатистов.
И мы на схеме (рис. 1-1) расположим примерно в центре оси безусловных ценностей политическую идею №3, согласно которой наивысшей ценностью является общество. Общество ставит цели жизни и развития своим отдельным членам. Общество дает оценку действиям человека с точки зрения их полезности для достижения целей общества ‒ его сохранения и развития. Человек вправе преследовать любые цели, не противоречащие интересам общества как целого, обязан соблюдать права других людей, исполнять свои добровольные обязательства и все предписания общества, направленные на достижения его, общества, целей. Государство обеспечивает выполнение этих обязанностей каждым человеком. Наиболее подходящее название этой политической идеи ‒ социализм.
Как видим при этатизме и социализме общество и государство как средство достижения чужих целей меняются местами. Обе эти политические идеи предусматривают подчинение индивида либо государству, либо обществу, тогда как либерализм, напротив, постулирует подчинение и общества, и государства интересам каждого индивида. В этом коренное отличие либерализма от социализма и этатизма.
К предыдущему разделу книги
К предыдущему разделу книги
К следующему разделу книги
К следующему разделу книги

Комментариев нет:

Отправить комментарий