banners

воскресенье, 2 июля 2017 г.

Люди, революции и государство


Комментарий к книге:
Егоров С.Н., Цыпленков П.В.
Векторная теория социальной революции. – СПб.: б.и., 2017. – 400 с., 38 ил.

Журналистов учат их опытные наставники: одна статья - одна мысль. В этой статье я все же рискну кратко изложить три мысли из книги "Векторная теория социальной революции". Эти мысли следующие:
  • что такое государство; 
  • что такое пространство политических идей, в определенной точке которого можно поместить то или иное государство; 
  • что такое революция, почему революцию можно изобразить в виде вектора в пространстве политических идей.  
ru.megaindex.com - SEO analitics Блог про революции. Определение - абсентеизм. |  safeweb.norton.com - Backlink Определение - закон. Блог про революции. |  sitecheck.sucuri.net - Scans the URL for malware in real time and looks it up in several blacklists Слово - депривация. Научный труд про революции. |  sitereview.bluecoat.com - Looks up the website in BlueCoat's database Термин - фрилансер. Книга про революции. |  sslanalyzer.comodoca.com - Backlink Термин - реставрация. Блог про революции. |  talosintelligence.com - Backlink Блог про революции. Определение - закон. |  tools.pingdom.com - Backlink Термин - истеблишмент. Научный труд про революции. |  tools.pingdom.com - Backlink Определение - этатизм. Научный труд про революции. |  try.powermapper.com - Backlink Блог про революции. Термин - капитализм. |  try.powermapper.com - Site map Слово - бунтовщик. Блог про мирные революции. |  try.powermapper.com - Site map Книга про революции. Слово - индекс равноправия. |  urivalet.com - SEO analitics Книга про революции. Термин - исключительность. |  urlscan.io - Examines the URL in real time and displays the requests it issues to render the page Книга про революции. Слово - ортодокс. |  vector-rev.blogspot.com - Site map Слово - интенсивность риатора. Блог про революции. |  web.archive.org - Archives Термин - реставрация. Книга про мирные революции. |  webreview.kbbdigital.com.au - Backlink Блог про революции. Слово - истеблишмент. |  website.grader.com - Backlink Определение - политики. Книга про революции. |  website.grader.com - Backlink Слово - угнетение общества. Блог про революции. |  www.180fusion.com - Backlink Слово - бунт. Блог про революции. |  www.bing.com - Backlink Термин - депривация. Книга про революции. |  www.bing.com - Search Engine Книга про мирные революции. Определение - бунт. |  www.browserling.com - Browser testing Научный труд про революции. Определение - генотип. |  www.dareboost.com - Backlink Слово - государство. Блог про мирные революции. |  www.edocr.com - Backlink Термин - потребность. Научный труд про революции. |  www.found.co.uk - Backlink Научный труд про революции. Термин - потребность. | 
Революция и государство. Государство и революция. Даже интуитивно многие чувствуют, что эти понятия очень тесно связаны. Революции (как и контрреволюции) затеваются для изменения государства. Вместе с тем, к моменту наступления революции государство уже всегда есть. Иначе нечего было бы революционно изменять.
Памятник революционерам
Памятник революционерам.
Санкт-Петербург, парк
Лесотехнического университета
Напомним, государство – это инструмент, при помощи которого общество организует сосуществование людей. Всякий инструмент может быть усовершенствован!
 В книге "Векторная теория социальной революции" мы подробнейшим образом анализируем и доказываем эту доктрину, то есть философскую, политическую и правовую теорию о первичности человеческого общества и вторичности государства. Государство – это инструмент, изобретенный обществом. Представьте себе ремонтника-монтажника без электрического шуруповерта. Много ли такой монтажник навертит отверстий и завинтит винтов? И вот монтажник приобретает шуруповерт. Производительность труда владеющего инструментом монтажника значительно возрастает. И вдруг наступает момент, когда шуруповерт ставит монтажнику условия: по четным дням крутить лишь по часовой стрелке, а по нечетным – против часовой стрелки, чтобы у подшипников в инструменте голова не закружилась, и не укачивало бы их от перемены направления вращения. Это, конечно, шутка. Но ведь и государство для создавших его людей также устанавливает правила, нередко, выгодные лишь самому государству, например, уровень подоходного налогообложения, тарифы и цены, запрещение к ввозу товаров из других стран, в которых сложились недружественные государства. Государство обрело власть над своим хозяином – народом страны! И мы даже не догадываемся, что это противоречит естественному ходу эволюции. Ведь народ первичен, народ всегда по численности больше, чем служащие и чиновники, составляющие государственный аппарат.
Многие столетия в истории человечества общество было поделено на властвующих и подвластных. Как следствие этого обстоятельства инструмент по организации своего сосуществования общество конструировало в лице своей властвующей части. Властвующая часть всегда – меньшинство.
Именно представители этой небольшой части общества договариваются между собой по вопросу государственного устройства, такого, какое выгодно именно этой небольшой части общества, а остальных жителей призывают или заставляют подчиниться порядку, выгодному меньшинству, тем, кто в данный исторический момент является элитой. Прочим же внушают, что установленный режим правления полезен всему народу. Новым поколениям жителей внушают, что власть элите дана богами, с которыми спорить нельзя; внукам и правнукам, что режим существовал «всегда». Народ верит. Сомневающихся – за колючую проволоку! Пусть сомневающиеся будут подальше от легковерных, тогда управлять легковерными проще, дешевле!
Но революции все-таки случаются! Если революция это изменение государства, то закономерен вопрос: какое же изменение (изменения) было бы правильно назвать революцией? Неужели, любое?

Коллаж из газеты - образы героев революции и Ленин

Революция в переводе на русский язык – это переворот. Переворот чего? Переворот к чему? Французские гуманисты в XVIII веке уверяли, что революция – это возвращение искаженного общественного устройства к первобытному «естественному» состоянию свободы, равенства и братства людей. Сегодня революциями называют смену одних лиц в кабинетах власти другими. «У нас на службе революция! Директора сняли и прислали из Москвы нового. Теперь закрутит он нам гайки!» Знакомо?
Понятно, что персональные изменения в составе правителей сами по себе революцией не являются. Несмотря на то, что революции обычно сопровождаются такими персональными изменениями. Что же тогда должно измениться в государстве, чтобы такое изменение можно было назвать революцией?
Прояснить этот вопрос нам поможет векторная теория социальной революции. И прежде всего, а это самое трудное и самое важное в нашей теории, условимся, что каждое государство занимает определенное положение, точку, локус в трехмерном пространстве политических идей. Три измерения этого пространства - это взаимно перпендикулярные оси. Одна ось пролегает между двумя политическими идеями, о которых мы уже говорили выше. Это ось абсолютных ценностей. На одном конце данной оси находится человек, как высшая ценность. Идея эта, под названием  либерализм, учит, что интересы индивида превыше всего, выше общественных, и государство должно защищать этот приоритет. На другом конце этой оси расположен этатизм, идея, в основе которой высшая власть государства над обществом и тем более над индивидами, которые это общество составляют.
Другая ось соединяет идеи, касающиеся источников права. На одном конце этой оси расположена демократия, власть всего народа. На другом конце – деспотия, власть одного тирана или узкого круга лиц, например, политбюро правящей партии.
Наконец, третья ось пространства политических идей соединяет идею равенства на одном конце с идеей исключительности на другом конце. Прогрессивными идеями, к которым движутся все государства на протяжении истории человечества, являются демократия, равенство и свобода-либерализм.
Мы считаем, что государство может быть и демократическим и недемократическим, и авторитарным и тоталитарным, и монархическим и теократическим… Любым, если при помощи этого социального механизма общество организует сосуществование людей. В Российской империи крестьян вполне устраивало монархическое государство. В гитлеровской Германии немцев вполне устраивало национал-социалистское государство. В СССР людей вполне устраивало сталинское государство. И сегодня, некоторые, кто и не жил-то при Сталине, зная лишь понаслышке о сталинизме, убеждают себя и своих сверстников, что тогда "был порядок". И это хорошо.
Не всех, но большинство членов общества государство почти всегда устраивает. А что случается, если не устраивает, об этом мы и говорим в первой главе книги "Векторная теория социальной революции".
Понятно, что инструменты-государства разнообразны. Невозможно исследовать что-либо, если это что-либо не систематизировать. Хаотичное и интуитивное представление народа о государстве выгодно лишь тем, кто в этом государстве командует. И эти люди как раз ничего исследовать и совершенствовать в государстве не желают. Нам же совершенно необходимо систематизировать столь разнообразные инструменты-государства. Систематизировать таким образом, чтобы каждое хоть когда-либо существовавшее государство нашло в нашей систематизации свое закономерное место. И не только каждое существовавшее, но и такие, которые пока еще не существовали, но могут существовать. Так называемая «наука» политология нам в этом помочь, к сожалению, не может. Политология на современном этапе своего развития не выработала такой всеобъемлющей классификации. Все, что может предложить нам политология, это линейное «право-левое» расположения государств. Но такой способ «систематизации» не выдерживает критики. Какое, например, государство располагается левее: христианское или демократическое? А как быть с государствами, имеющими в самоназвании более одной характеристики? К систематизации нужен более продуктивный подход. Таким подходом может быть переход от линии к объемному пространству.

Политическое пространство. Рисунок из книги "Векторная теория социальной революции"
Трехмерная модель пространства политических идей (по С.Н.Егорову).

Рисунок из книги "Векторная теория социальной революции".
Первый признак революции напрямую связан с нашей моделью пространства политических идей. Революционными изменениями государства мы можем назвать только такие изменения, которые перемещают государство в политическом пространстве. Если в государстве меняется шило на мыло, и эта перемена никак не влияет на положение государства в политическом пространстве, такая перемена не является и революционной. Замена в названии «милиции» «полицией», слияние министерств, разделение министерств, сокращение чиновников, и т.д. и т.п., – ничто подобное не является революцией. Революционными изменениями мы можем признать произошедшие в ходе исторических событий (масштабной реформы, выбора новых парламентариев, народного восстания, военного путча или дворцового переворота) увеличение свободы, демократии или равноправия. Возможно, и того, и другого, и третьего одновременно. Причем такое увеличение должно произойти на заметную простым людям, а не только специалистам, величину.
Если же изменение государства приведет к заметному для людей уменьшению свободы, демократии или равноправия, то такие изменения будут контрреволюционными.
Однако для определения революции этих признаков недостаточно. Революция это вспышка, взрыв, очень быстрый по историческим меркам процесс. Это обстоятельство обязательно нужно учесть в нашем определении. Если позитивные изменения государства происходят быстро, то это революция, если медленно – модернизация.
Революция – это заметное позитивное перемещение государства в политическом пространстве за короткий промежуток времени.
Модернизация – это заметное позитивное перемещение государства в политическом пространстве за длительный промежуток времени.
Контрреволюция – это заметное негативное перемещение государства в политическом пространстве за короткий промежуток времени.
Реставрация – это заметное негативное перемещение государства в политическом пространстве за длительный промежуток времени.
Применение насилия одних людей над другими – революционерами по отношению к консервативной элите и наоборот – во время этого движения не является обязательным, закономерным. Есть много примеров «мирных» или относительно бескровных революций и контрреволюций.
Революция и контрреволюция различаются по направлению перемещения государства в политическом пространстве. Позитивное направление – это то направление, которое демонстрирует нам вся история человечества за последние десятки тысяч лет. Даже не очень внимательный взгляд на путь, проделанный человечеством, отмечает, что этот путь направлен от этатизма, деспотии и исключительности к свободе, демократии и равноправию. С зигзагами, временными отступлениями, неравномерно, но именно в этом позитивном направлении.
Во все времена и во всех странах консерваторы стремились затормозить этот процесс и, частенько, у них это получалось. Но только затормозить, поскольку он связан с природой человеческого общества. Это автохтонный процесс, он неостановим.
Отсюда следствие: никакого особого пути нет, и не может быть – все группы людей на нашей планете идут по пути к либерализму-демократии-равноправию. Именно это направление позитивное.
Из нашего определения следует, что революцией является быстрое позитивное перемещение государства хотя бы по одной из трех осей пространства политических идей. На практике революция далеко не всегда перемещает государство сразу по всем трем осям. Но наша теория допускает как простые революционные перемещения – в одной плоскости или даже по одной оси, так и комплексное движение одновременно по трем осям.
Перемещение тела из одной точки пространства в другую физики обозначают вектором. Почему бы не обозначить вектором и перемещение государства в пространстве политических идей? Применение хорошо разработанных правил векторной алгебры значительно упростит нам задачу описания тех или иных революций, сравнения их между собой. Для этого нам необходимо условиться о координатах, что мы уже сделали, и о единицах измерения координатных осей.
Вектор – это направленный отрезок, имеющий начало и конец, то есть некая прямая линия, имеющая длину и определенным образом сориентированная в пространстве.
Следовательно, для оценки «величия» и социально-политической значимости революции мы должны ввести единицы измерения вектора этой революции – расстояния, которое преодолело государство в результате скачка, и установить направление, то есть договориться о координатах начальной и конечной точек, которые соединяет отрезок. Чем мы и займемся далее.
Векторная теория позволяет классифицировать все известные нам события, сопровождавшиеся сменой власти, определив их как революции или всего лишь как смену элит, правящих династий вследствие дворцовых переворотов, как народные бунты или военные мятежи и т.п., которые не сопровождаются движением государства в пространстве политических идей.
Проиллюстрируем сказанное примером из истории Англии.
В ходе Славной революции сторонники Парламента свергли короля Якова II Стюарта (католика) с помощью голландской армии во главе со статхаудером Вильгельмом III Оранским, которого и провозгласили королем Англии в совместном правлении с его женой Марией II, дочерью свергнутого Якова II. Зять как бы заменил на троне своего тестя. Событие на первый взгляд «семейное». Но государство в Англии сильно переместилось в пространстве политических идей. Данный период в истории Англии некоторые ученые называют «Бескровной революцией». Такая оценка, однако, отражает только переход значительной доли власти в самой Англии от короля к Парламенту и не учитывает войну в Ирландии и Шотландии. В результате революции абсолютная монархия в Англии была заменена дуалистической. Кроме того, прекратилась дискриминация протестантов и началась дискриминация католиков (католики, в частности, не могли занимать престол и лишались права голоса).
В 1689 году Парламентом Англии был принят Билль о правах, устанавливающий высокую планку ранее недостижимого либерализма:
  • свобода (для протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере);
  • свобода подачи петиций королю;
  • свобода от штрафов и конфискаций имущества без решения суда;
  • свобода от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов;
  • свобода слова и дебатов; никакие слушания в Парламенте не могут быть основанием для привлечения к ответственности в суде и не могут быть подвергнуты сомнению за пределами парламента (парламентский иммунитет);
  • свобода выборов в парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) от вмешательства короля.

Добились! При новом короле-протестанте в Парламенте засели депутаты-противники католицизма и сторонники частной земельной собственности в сельском хозяйстве. Получается, что вектор данной революции должен иметь наибольшие проекции на оси либерализма и демократии. Свободы для обитателей Острова значительно прибавилось, представительный орган власти существенно расширил свои полномочия, хотя депутаты, заседавшие тогда в английском Парламенте, являлись представителями лишь богатейших слоев дворян и сельскохозяйственных предпринимателей-арендаторов, а вовсе не всех тогдашних граждан Англии, чего англичанам пришлось ждать еще три века. Но все же и демократии прибавилось. А вот с осью равноправия вышел конфуз. Надо считать число католиков и их долю от населения Англии, чтобы понять больше или меньше граждан обрели право голоса в результате Славной революции. И беднейшие слои крестьянства также обесправили, лишив их прежней королевской защиты от алчных «огораживателей».
Однако есть историки, которые доказывают, что эти события вовсе не революция, а государственный переворот или иностранная интервенция, и гораздо более важным движущим началом его была религия и борьба католичества с протестантизмом, нежели просто борьба короля с парламентом. Кроме того, сам факт отделения парламента от короля не говорит о демократичности в принятии решений. Напротив, лишь внутренняя структура парламента, а именно наличие двух противоборствующих партий – тори и виги – обеспечила соблюдение прав собственности богачей-землевладельцев в стране. А обо всех гражданах ещё речь не велась.
Можно представить вектор данной революции в виде отрезка, имеющего максимальную позитивную проекцию на ось либерализма, позитивную – на ось демократии, почти нулевую – на ось равноправия (рис. 1-2). Равноправия не прибавилось? Одним вернули права, у других отняли. Значит, проекция вектора революции на ось эгалитаризма минимальная.

Вектор Слевной революции. Рисунок из книги "Векторная теория социальной революции"
 Вектор Славной революции (Англия, 1688 год).  Рисунок из книги

"Векторная теория социальной революции"  




Комментариев нет:

Отправить комментарий