banners

среда, 19 декабря 2018 г.

Психология революционера

Егоров С.Н., Цыпленков П.В.
Векторная теория социальной
революции. ‒ СПб.: б.и., 2017. ‒ 400 с., 38 ил.
Книга есть во всех крупных библиотеках России.


Оглавление

Зачем мы сделали отступление в область формальной генетики? Ответ прост. Среди антикратиков  много людей с особым характером, особой нервной системой. Это индивиды, легко возбудимые и гораздо более чувствительные к воздействующим на нас неблагоприятным социальным факторам, чем остальные их современники. Назовем таких людей пассионариями. Термин позаимствован нами у Льва Гумилева, только мы наделили его другим смыслом.
Без пассионариев никакой бунт невозможен. Нельзя делать без них и революцию, поскольку кто-то же должен стоять в пикетах с плакатами, сочинять зажигательные статьи и прокламации, на митингах и шествиях выражать требование народа и выжимать из правящей элиты законы о либерализации политического режима. Одно из необходимых условий революции ‒ большое количество пассионариев среди недовольных устройством власти, среди антикратиков (революционеров и бунтовщиков).
Сразу же заметим, что «пассионарность» и «революционность» не являются синонимами. Революционность ‒ это характеристика политического типа личности, пассионарность ‒ это более широкий фенотипический признак. Свою пассионарность люди проявляют не только в политической деятельности. Пассионарный представитель народных масс может быть альпинистом, бандитом или охотником на крокодилов.
Люди, в той или иной степени пассионарные, достаточно редко, но рождаются в семьях, принадлежащих к любому политическому классу общества. Частота или вероятность рождения пассионария ‒ это, скорее, национальный, а не классовый признак. К элите общества принадлежит семья или к «народным массам», пассионарий может родиться и там, и там. Вероятность рождения пассионария в самой незначительной мере зависит от положения семьи в политической иерархии. Ведь общеизвестно, что различные народы на нашей планете отличаются по своим психо-эмоциональным характеристикам. И у каждого народа есть свои герои-лидеры и свои скромные «обыватели». Более того, даже в одной семье дети могут сильно различаться по своим психическим фенотипам. Помните у П.Ершова в сказке «Конек-горбунок»:

«У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак».

Позже жизнь этих трех братьев показала, что именно «дурак» по меркам крестьянства, оказался искателем, путешественником и, в конце концов, с риском для жизни выбился в лидеры государства, хотя карьеристом от рождения не являлся.
Превращение пассионария в бунтовщика или революционера зависит уже от социальных условий его взросления, обучения и воспитания. Пассионарий ведь может быть очень далек от политики. Не попади Иванушка со своим Коньком-Горбунком на государственную службу, он так и оставался бы простодушным деревенским «дурачком». Пассионарий из народных масс реализует свою пассионарность, например, фотографируясь на краю крыши, карабкаясь по крутому склону горы, хотя рядом более пологий, прославляя свое имя боевыми, спортивными и трудовыми подвигами, совершенно независимо от характера политического режима в его стране.
Сначала человек должен быть пассионарием, родиться таким, затем он может стать бунтовщиком или революционером, то есть антикратиком. Но это вовсе не означает, что пассионарий обязательно против существующей системы государственной власти. Он может оставаться вообще вне политики или действовать в интересах правящей элиты.
Пассионарии обладают особым фенотипическим признаком ‒ «пассионарностью». Они выделяются среди своих современников по многим характеристикам. Поэтому мы будем говорить о комплексе признаков, создающих пассионарность, ‒ комплексе пассионарности (КП). Эти признаки кодируются генами, определяющими КП, причем бросаются в глаза людям не все эти признаки, а только некоторая их часть, которая, по мнению наблюдателя, отличает пассионария от народной массы, то есть от усредненного мирного обывателя, «обычного» человека.
«Убежден, что только настоящие забияки могут достичь профессиональных высот в управлении, науке, культуре, предпринимательстве. Искренность ‒ важнейшее свойство любого лидера, любого управленца. Нельзя лгать даже во имя самых благих целей и намерений. Если мы будем честны в жизни, то все у нас получится». Это слова директора Северо-западного института РАНХ и ГС, профессора В. Шамахова. Организатор обучения будущих госслужащих выделил два качества удачливого политика: агрессивность и искренность. Для В. Шамахова эти два признака должны доминировать в психологическом портрете политического лидера, политика-пассионария. Есть много других психологических черт, из которых складывается фенотип пассионария-политика, народного трибуна, революционера, героя войны, или неполитика, например, знаменитого путешественника или отчаянного разбойника.
Генетики давно заметили, что люди бывают двух типов: «бойцы» и «приспособленцы». В 1920 году видный русский генетик Николай Константинович Кольцов (1872-1940) во время допроса, учиненного ему чекистами, сформулировал свои предпочтения.
«… В своем отношении к политике я руководствовался биологическими взглядами,<…> и я нахожу, что в области характера в человечестве идет борьба между двумя определенными наследственными типами. Один активный, полный исканий, испытывающий потребность исследовать новые пути, невзирая на трудности и опасности, которые неизбежны на этих путях ‒ я называю этот тип Homo sapiens explorans. Другой тип ‒ пассивный, Homo sapiens inertus. Люди этого типа пользуются знанием лишь для того, чтобы закрепиться на проложенных другими путях, уметь хорошо приспособиться к жизни и обойти искусно все трудности судьбы. Совершенно ясно, на стороне какого типа лежат симпатии ученого биолога-эволюциониста».
Не наводит ли это высказывание читателя на мысль, что революцию делают люди типа «explorans», а пользуются для собственной выгоды её результатами люди типа «inertus»?
Сам Н.К. Кольцов был, разумеется, ярко выраженный «explorans», выражаясь его же словами, особью с врожденным фактором независимости. И ещё Н.К. Кольцов предрек чекистам следующее: «Судьба России зависит, прежде всего, от того, удастся ли в ней сохраниться и размножиться первому ‒ активному ‒ типу или возьмет перевес тип инертный и драгоценные гены активности погибнут. Тогда русский народ ожидает судьба народа-парии, рабство духовное, если не физическое перед другими народами. Но я верю, что гены активности широко рассыпаны в народных массах…»
Чекисты за подобные радикальные суждения и участие Н.К. Кольцова в «тактическом центре», объединившем в 1919 году антибольшевистские силы, приговорили ученого к расстрелу. В.И. Ленин по просьбе лояльных большевикам ученых казнь отменил, и биолог ещё долго занимался генетикой человека. За это его критиковали, но политические обвинения больше не предъявляли даже в тридцатые годы XX века.
Для нас важно помнить, что уже на ранних этапах генетических исследований, стало понятным, что генов, определяющих КП, много, и они «рассыпаны» в народе. И второе, аллели пассионарности являются рецессивными. Следовательно, такие позитивные качества интеллекта как активность, инициатива, воля, внимание, память, критическая способность, все виды творческой одаренности ‒ можно встретить в людях значительно реже, чем их отсутствие. Собственно говоря, именно это мы и видим, обозревая историю человечества и современное наше общество. Точное число генов КП не имеет существенного значения для теории революции. Нам важнее понять, принцип качественного и количественного распределения пассионариев в человеческом обществе.
В табл. 3-1 представлены особенности характера (психического фенотипа) человека, которого мы назовем пассионарием. Он не обязательно бунтовщик или революционер. Может быть, он удовлетворит свою жажду приключений и перемен, превратившись в футбольного болельщика или путешественника-экстремала. Но без качеств, перечисленных в правом столбце таблицы, невозможно представить себе бунтовщика, тем более ‒ революционера. Протиснуться в контрэлиту можно и без полного набора этих свойств психики.  Можно оставаться смелым жадиной и эгоистом, попадая в класс революционеров-прагматиков, мозг которых свободен от альтруистических иллюзий. Но все же, следует признать, многие из этих черт должны присутствовать у тех, кто способен повлиять на ход истории и бороться за улучшение жизни всего народа своей страны. Список признаков, разумеется, не является исчерпывающим, и некоторые из перечисленных особенностей характера человека, возможно, являются синонимами, наследуются с помощью одних и тех же генов.
Гены, определяющие КП, вероятно, в той или иной мере определяют и развитие признаков, перечисленных в табл. 3-1. В совокупности же своей эти гены обеспечивают полигенное наследование КП.
Гены, дающие психотип пассионария, в том числе определяют и способность индивида стать бунтовщиком. На особенности нашей нервной системы, как весьма сложного и долго совершенствовавшегося в ходе эволюции органа, без сомнения, влияют десятки генов. Как эти гены взаимодействуют между собой? Существуют ли ключевые гены, кодирующие ту или иную психологическую черту, или все это множество наследственной информации особым образом модифицирует способность человека «совершить подвиг», мы не знаем. Но можем сделать предположение о том, что КП возникает в результате полимерного кумулятивного взаимодействия целого ряда генов.

Таблица 3-1


Психологические, духовные качества пассионариев
Обыватель
 
Пассионарий
Эгоизм, скупость Альтруизм, щедрость
Желание походить на лидера, следовать за лидером, модой. Отсутствие амбиций Желание лидировать, создавать собственный стиль, моду. Властолюбие
Спокойствие, выдержка, хладнокровие Раздражительность, вспыльчивость
Боязнь нового (мизонеизм) Тяга к новому (филонеизм)
Внушаемость, покорность, чинопочитание Самостоятельность мышления, строптивость, критичность к начальству
Трудолюбие и способность долго выполнять монотонную работу Стремление к быстрому успеху, потребность в разнообразном творческом труде
Привязанность к привычному месту жительства, работы Потребность в перемене места жительства, номадизм
Осторожность, предусмотрительность. Уклонение от опасности Храбрость, безрассудство. Любовь к риску и преодолению опасностей
Бытовая хитрость, корыстолюбие Простодушие, увлеченность
Консерватизм, застенчивость Радикализм, решительность
* ‒ Связка простодушие или хитрость на бытовом уровне, прагматизм (не путать с креативностью и способностью изобретать, что как раз характерно для пассионариев), возможно, наследуются аллелями тех же генов, что и связка альтруизм-эгоизм, а также весьма близки к фенотипическим аспектам осторожности и уклонения от опасностей.



История дает нам массу примеров того, что перечисленные в таблице 3-1 качества самым причудливым образом проявлялись у общественных лидеров, почти никогда не возникая одновременно. Мы можем назвать имена эгоистичных властолюбцев, застенчивых путешественников, щедрых и бескорыстных лентяев.
Все ли политические лидеры ‒ пассионарии? Далеко не все. Скорее наоборот, элита выдвигает в истеблишмент людей, лишенных пассионарности, которые обеспечат элите «стабильность». По свидетельству историка Прокопия Кесарийского, Теодахад, король остготов, был человеком, не лишённым образования, но жадным, трусливым, коварным, властолюбивым. Не во всем пассионарий! Хотя не побоялся этот Теодахад умертвить своих родственников, претендовавших на остготский трон.
Но и примеры пассионариев среди политических лидеров нередки. Правда, с пассионарностью смешивается понятие харизматичности, то есть такого свойства политика, когда ему люди готовы довериться, сами не зная, почему!
Пассионарными называют таких политиков, которые действуют нетрадиционно, ставя перед собой цели беспрецедентного характера и формирующие новую идеологию и новые ценности. Л.Н. Гумилев считал, что пассионарии активно действуют в различных сферах. В результате приложенных сверхусилий они создают новые формы жизни, которые затем становятся для основной массы обычными и традиционными. Иные политики даже хотят замаскироваться под пассионария или харизматика, обещают макропроекты, строительство мостов и стадионов, полет на далекую планету. Но у большей части элитариев подобная маскировка выглядит комичной, как выглядела бы мышь, надутая до размеров слона.
В качестве уникального примера пассионарного индивида можно вспомнить Сократа, который не написал ни одной строчки, но его имя знают все культурные люди спустя 2,5 тысячи лет. Можно ли забывать человека, который принес себя в жертву неуклонному соблюдению местного законодательства?
Был ли пассионарием Петр I? Его образ реформатора, вздыбившего Россию, как строптивого коня, весьма популярен в новейшей России. Россияне считают, что Петр I оставил заметный след в отечественной истории.
Наряду с целым легионом малозаметных политиков XX век выдвинул и плеяду пассионарных личностей, которые смогли выстроить политическую систему, изменить систему экономического развития в своих странах и оказать определенное влияние на мировое сообщество. Таковы В.И. Ленин и И.В. Сталин (СССР), Мао Цзэдун, Чан Кайши и Дэн Сяопин (Китай), Хо Ши Мин (Вьетнам), Пак Чон Хи (Республика Корея), Махатма Ганди (Индия), Уинстон Черчилль и Маргарет Тэтчер (Англия), Шарль де Голль (Франция), Нельсон Мандела (Южная Африка), Уго Чавес (Венесуэла).
В табл. 3-1 также приводим и противоположную черту характера, которая, будучи эволюционно выгоднее для выживания индивидуума, является доминантным признаком. Это элементы психотипа «обывателя», и они широко распространены в народе, в той его значительной части, пассивной и аполитичной, которая составляет большую часть населения любой страны.
Давайте на основе ранее изложенных биологических закономерностей сформулируем два правила:
  • комплексный фенотипический признак пассионарности определяется комплексом, совокупностью генов;
  • гены пассионарности, составляющие КП, рецессивны.

Исходя из этих постулатов, мы будем строить модель, которая позволит нам рассчитать примерное количество пассионариев в стране, о чем мы поговорим далее. Но прежде напомним, что же известно науке о каждой представленной в таблице связке признаков.
К предыдущему разделу книги
К предыдущему разделу книги
К следующему разделу книги
К следующему разделу книги

Комментариев нет:

Отправить комментарий