banners

среда, 19 декабря 2018 г.

Алгебра бунта

Егоров С.Н., Цыпленков П.В.
Векторная теория социальной
революции. ‒ СПб.: б.и., 2017. ‒ 400 с., 38 ил.
Книга есть во всех крупных библиотеках России.


Оглавление

Условия, продолжительность и сила фактора, вызывающего такое социально-политическое явление, как бунт, находят свое выражение в том, как индивиды реагируют на этот раздражитель, какую по силе и продолжительности реакцию этот риатор вызывает у каждого конкретного индивида, насколько синхронно возникает эта реакция у населения страны. Одно и то же действие (бездействие) государства вызывает у разных людей разную реакцию. Назовем такую реакцию на риатор интенсивностью риатора.
Интенсивность (k) риатора (fji) - это степень готовности человека (от нуля до единицы) безотносительно к поведению других людей и безотносительно к интенсивности других риаторов принять меры (совершить действия) для устранения соответствующей данному риатору несправедливости.
Угнетение угнетению ‒ рознь. Риатор может у разных людей вызывать ответную протестную реакцию разной степени интенсивности. Ощущение угнетения субъективно, люди по-разному воспринимают те или иные вексаторы. Остап Бендер удивлялся тому, что на каждого человека давит атмосферный столб, но, притерпевшись, мы этого не замечаем. Так же и с другими факторами. Мы неуклонно стареем, и связанные с возрастом болезни угнетают нас. Но люди не требуют от государства вечной молодости, а хотели бы лишь дешевых лекарств и пенсионной компенсации своей немощи. Угнетают людей и социальные факторы. В зависимости от материального положения это угнетение ощущается по-разному. У нас щи жидки, а у них жемчуг мелок. Кто-то досадует, что потерял миллиард на разнице валютных курсов, кто-то ‒ что не посетил концерт выдающегося певца, потому что местным властям этот певец не нравится. Разнообразие вексаторов и риаторов затрудняет способ измерения их интенсивности.
Представляется, что интенсивность риатора корректнее всего исчислять в долях единицы. Если для этого (i-го) человека данный (j-ый) фактор (fj) не является риатором, для него интенсивность этого риатора равна нулю (kj = 0).
Вернемся к примеру с голодным и сытыми, который приводили ранее. Для человека А риатор fj имеет интенсивность kj=0. Для обжирающихся соплеменников человека Б риатор fj имеет интенсивность kj=0, то есть не является для них риатором. Обжирающиеся сыты, а человек Б пусть себе голодает! Если для данного человека данный фактор является настолько угнетающим, что он не может этого терпеть и совершает некие действия для устранения этого риатора, для него интенсивность этого фактора равна единице (kj=1). Если человек Б набросился на сытого соплеменника с целью отнять у него еду, или сломал государственный продовольственный склад, для него риатор fj уже достиг максимальной интенсивности kj=1. Если какой-то голодный соплеменник человека Б не совершает никаких действий для устранения j-го риатора, назовем его человек Б1, например, не отнимает ни у кого еду, то это значит, что интенсивность (kj) риатора fj для человека Б1 составляет 0,1, 0,2, … 0,99 ‒ не достигла единицы. Видимо, для того, чтобы риатор достиг у человека Б1 интенсивности kj=1, ему нужно еще поголодать некоторое время.
Каждый единичный j-ый риатор, достигнув для данного человека интенсивности «единица», заставляет его идти бунтовать. Независимо от поведения других людей. Независимо от того, какой интенсивности этот риатор достиг у других людей. Независимо от того, какой интенсивности достигли для него другие вексаторы, которые также в сознании человека могут со временем превращаться в риаторы. Если у этого человека один единственный j-ый риатор достиг интенсивности «единица», этот человек, безусловно, пойдет бунтовать. Если к этому моменту таких индивидов, как он, наберется много ‒ получится бунт. Если таких, как он, не будет вовсе, его бунт выльется в единичное противоправное действие и не будет замечен государством. Будет замечен только правоохранительными органами.
Общество состоит из множества i-ых людей, индивидов. Интенсивность риатора i-того человека по fj–му риатору равна

fji= 1 • kj       (4.1)


Интенсивность риатора для отдельного человека знать любопытно. Но куда полезнее уметь определять интенсивность (Иj) каждого риатора для всего общества. Интенсивность данного риатора для всего общества равна сумме интенсивностей этого риатора для всех членов (N) данного общества.
Интенсивность риатора (Иj) для всего общества ‒ это средняя интенсивность данного риатора для всех людей (N), составляющих это общество.


Понятно, что интенсивность любого риатора для всего общества также колеблется в пределах от нуля до единицы.
Если интенсивность риатора для общества в целом невелика, этот риатор к такому социальному феномену как бунт не приведет. Если интенсивность риатора для общества в целом увеличится и достигнет некоторых больших значений, этот риатор может привести к бунту. Данный риатор становится решающим.
Необходимо ещё раз напомнить читателям, что человеческое общество неоднородно. Для отдельных чувствительных индивидов интенсивность даже слабого с точки зрения большинства людей риатора быстро достигает единицы. Эти пассионарные индивиды начинают бунтовать. Другие лишь смотрят на бунтовщиков, выбирая для себя сценарий поведения: примкнуть к бунту или уклониться. О механизмах начала и развития бунта мы поговорим ниже.
Интенсивность риатора для данного человека может изменяться во времени. У человека А иссяк источник дохода. Он живет на сбережения и вынужден экономить на питании. Питается недостаточно, не так, как до иссякания источника дохода. Фактор питания стал для него вексатором. Но кто виноват в том, что этот вексатор возник? Если человек винит в этом обстоятельстве государство, то этот вексатор (голод) превращается для голодающего в риатор. Поскольку до потери источника дохода интенсивность данного риатора у этого человека была равна нулю, этот человек увеличил вероятность возникновения бунта в обществе, внеся в копилку (∑fji) свою долю в интенсивность риатора всего общества. Если таких людей, как человек А, много, то интенсивность риатора для общества в целом существенно возрастет.
Человек Б, видя, как его соседи по племени обжираются, чувствует угнетение. Поскольку государство никак не вмешивается, не пытается устранить эту несправедливость, этот вексатор является для всех голодающих риатором. Его вклад в интенсивность риатора всего общества существенен. Государство приняло меры и поставило всех обжиравшихся вчера на одинаковое с остальными довольствие. Человек Б перестал ощущать угнетение, его вклад по этому риатору в интенсивность риатора всего общества стал нулевым. По-видимому, и для всех остальных голодающих интенсивность этого риатора снизится. Снизится и интенсивность этого риатора для общества в целом.
Человек В страдал от отсутствия свинины, чувствовал себя угнетенным. Государство приняло меры и обеспечило всех желающих свининой. Человек В перестал чувствовать себя угнетенным. Вместе с ним перестали чувствовать себя угнетенными все любители свинины. Этот пищевой фактор престал служить для них и риатором, и вексатором. Интенсивность этого риатора для общества в целом также снизится.
Либерализация торговли свининой и употребления её в пищу может при определенных условиях превратиться в риатор. Если в обществе есть ненавистники свинины, для них вместе со свининой появился риатор. Что произошло с риатором для общества в целом, нужно разбираться подробнее.
Человек Г страдал от несправедливости, вследствие того, что человек Д не был наказан. Государство (мама) одумалось и наказало-таки, и человека Д. Человек Г перестал чувствовать себя угнетенным. Этот риатор стал для него равным нулю, а вексатор-то продолжает действовать. Ведь наказание не отменено. Напротив, оно удвоено по отношению к обществу, стоящему из двух провинившихся детей и их мамы. Зато для человека Д эта родительская воспитательная мера стала и вексатором, и, по-видимому, риатором. Как изменилась интенсивность данного риатора для этого общества из трех человек, судить трудно.
Интенсивность риатора общества может не только включаться-выключаться, но и более плавно изменяться со временем.
У человека А по-прежнему нет источника дохода. Сбережения заканчиваются, и он вынужден все больше и больше экономить на питании. Интенсивность риатора, связанного с материальным положением, у него растет. Тем самым вносится дополнительный вклад в увеличение и суммарной интенсивности риатора, обусловленного этим обстоятельством жизни человека А, для всего общества. Когда интенсивность этого риатора у человека А достигнет единицы, он начнет принимать меры (совершить действия) для устранения соответствующей данному фактору несправедливости, например, пойдет отнимать еду у других или бросать бомбы в представителей государства.
Человек Б по-прежнему голодает. Но в его племени в два раза увеличилось количество обжирающихся соплеменников. Интенсивность угнетения человека Б выросла. Но для тех, кто стал обжираться, она упала до нуля. Если голодающих больше, чем сытых, то интенсивность этого риатора для этого общества увеличится. Если же сытых станет больше, чем голодных, интенсивность этого риатора в этом обществе уменьшится. Запомним этот пример. Неравенство и неравноправие порождают многочисленные риаторы. Государство придумало способ гасить эти риаторы, не устраняя основную причину. Подкормить часть обездоленных, нередко, бывает для государства проще, чем устранить причину голода как вексатора широкого действия. Поддержать часть страдающих сограждан дешевле, чем оптимизировать всю экономическую ситуацию в стране.
Человек В по-прежнему страдает от отсутствия свинины. Но в его стране перестали продавать и баранину. Интенсивность его угнетения выросла. Можно разумно предположить, что таких, как он, в обществе немало, тогда интенсивность риатора, связанного с пищей, для всего этого общества заметно возрастет.
Человек Г по-прежнему стоит в углу угнетенный. В то же время человеку Д на его глазах дают конфетку и хвалят его за то, что он спер и съел варенье. Интенсивность этого риатора человека Г выросла пропорционально росту ощущения им несправедливости. Существенно выросла и интенсивность этого риатора в этом обществе из трех человек. Может так случиться, что интенсивность этого риатора у человека Г достигнет единицы, и тогда он совершит адекватные, по его мнению, действия. Например, изловчится и разобьет нос человеку Д. Справедливость будет восстановлена, и интенсивность угнетения, вызванного несправедливым распределением благ и наказаний, у человека Г сразу резко снизится.
Отношение человека к каждому риатору определяется таким комплексным параметром, который можно назвать предел долготерпения. Это во многом психофизиологическое свойство индивида, обратно пропорциональное его пассионарности. Но, вероятно, предел долготерпения зависит и от социальных условий и традиций, культурного и образовательного уровня жителя страны. Предел долготерпения строго индивидуален, у каждого человека он свой.
Предел долготерпения человека ‒ это абсолютная величина обстоятельства, воспринимаемого человеком как риатор, при достижении которой интенсивность данного риатора для данного человека достигает единицы.
Если обстоятельство, воспринимаемое как риатор, ‒ это голод, то предел долготерпения человека измеряется, например, количеством дней, которые человеку нужно поголодать для того, чтобы интенсивность этого риатора у человека достигла единицы, то есть он пошел бы совершать действия для устранения несправедливости своего голодания безотносительно к поведению других людей и безотносительно к интенсивности других риаторов, действующих на этого человека в данный момент. Поскольку у разных людей и предел их долготерпения различается, то кому-то достаточно поголодать всего один день для достижения состояния индивидуальной готовности взбунтоваться, другим нужны неделя, а третьи так и помрут с голоду, не совершая никаких действий для устранения этой несправедливости. Мы считаем, что предел долготерпения людей связан со степенью их пассионарности. Чем меньше пассионарность индивида, тем значительнее его предел долготерпения.
Таким образом, для каждого риатора существует своя абсолютная шкала предела долготерпения и общая шкала интенсивности.
Ничто не мешает нам определить интенсивность угнетения по всем факторам для общества в целом:


J-тые в формуле (4.3) ‒ факторы бунта, число которых М, а i-тые ‒ члены данного общества, число которых N. Как видим, интенсивность угнетения общества по всем риаторам может изменяться в пределах от нуля до единицы.
Вместе с тем, величина интенсивности угнетения (далее будем называть упрощенно ‒ угнетения) всегда будет стремиться к нулю, никогда его не достигая. Но и возрастать до каких-либо существенных значений угнетение будет лишь в совершенно экстремальных случаях. Это объясняется тем, что количество вексаторов в каждом обществе очень велико. Главным образом, это узконаправленные вексаторы. Но эти обстоятельства являются также и риаторами для малого числа людей. Поэтому каждый отдельный риатор в масштабах общества имеет очень маленькую интенсивность. Только тогда, когда некий фактор достигает в обществе заметной интенсивности, превращаясь в вексатор широкого действия, мы его и замечаем. И если многие люди воспримут этот вексатор как риатор, то и бунт вполне вероятен. По нашему мнению, два-три риатора единовременно могут достигнуть значительной интенсивности лишь в редкие исторические моменты. Все остальные риаторы в это же время сохраняют обычную очень маленькую интенсивность и, следовательно, величина И остается очень маленькой. Помните пример с театром? Для одного зрителя не существовало никаких вексаторов помимо его личного вексатора ‒ внезапной зубной боли. Также и основной риатор в какой-то исторический момент может заслонить остальные риаторы, в другое время значимые для индивидов и общества в целом.
Можно предположить, что достижение одним из риаторов предела долготерпения элиминирует другие факторы, и на менее интенсивные риаторы люди уже не обращают внимания.
Поэтому в дальнейших рассуждениях мы будем опираться на Иj, а не на И, на интенсивность отдельного, «главного» на данный момент, риатора, а не на среднюю интенсивность всех действующих на общество риаторов. Очевидно, что угнетение будет изменяться заметным образом лишь в зависимости от того риатора, который достиг предела долготерпения значительной части населения.
Угнетение общества ‒ это интенсивность для всего общества риатора, достигшего в данный момент максимальной величины.
Угнетение общества ‒ это важнейший системный параметр, который показывает, насколько значим для населения страны тот или иной риатор, и на каком расстоянии средняя интенсивность важнейшего риатора находится от предела долготерпения народа. На графиках и в формулах обозначим угнетение общества кириллической буквой «У».
К предыдущему разделу книги
К предыдущему разделу книги
К следующему разделу книги
К следующему разделу книги

Комментариев нет:

Отправить комментарий