banners

воскресенье, 9 декабря 2018 г.

Заключение (глава из книги)

Егоров С.Н., Цыпленков П.В.
Векторная теория социальной
революции. ‒ СПб.: б.и., 2017. ‒ 400 с., 38 ил.
Книга есть во всех крупных библиотеках России.


Оглавление

Человек считает себя существом разумным в отличие от иных населяющих нашу планету животных. Разум дает нам преимущество перед нашими «меньшими братьями», которых мы обрекаем на рабский труд или ещё хуже – на роль источника сырья для промышленности или пищи. И преимущество это заключается в способности планировать свою жизнь, фиксировать события и передавать следующим поколениям свой приобретенный при жизни опыт. В то же время разум – ещё не ум. Человек рождается лишь со способностями в той или иной мере поумнеть в процессе взросления. Для этого жизнь отводит каждому лет 15-20, а то и тридцать! Почти половину своей жизни человек умнеет, получая знания и навыки в семье, школе, вузе и трудовом коллективе, почерпывая мудрость из книг, новости из газет. А человеческое общество может ли обучаться и совершенствоваться? Сколько лет надо народу страны, чтобы прийти к мысли о необходимости совершенствовать и улучшать свой дом, город, государство?
Историки и политики нередко ссылаются на двух вождей-идеалистов, чьи речи, ставшие хрестоматийными, разделили 23 столетия. И Перикл, и Линкольн, вспоминая павших в бою соотечественников, говорили о цене свободы, о демократии, и равноправии граждан. Оба эти политика хвалили демократию, как высшее благо для народа страны, дающее справедливое правительство и силу побеждать внешних агрессоров.
Похоже на то, что человечество, два тысячелетия назад осознав образ идеального государства, все ещё топчется на месте, не решаясь целенаправленно двинуться к достижению идеала. Неужели построение свободного и демократического общества, получение всеми гражданами гарантий равноправия, – это утопический идеал, борьба за который никогда не закончится и будет продолжаться, пока люди населяют Землю?
Наверное, именно поэтому редкие в истории этапы модернизации и революционные встряски государства сменяются длительными периодами «стабильности», которая на поверку является реставрацией дореволюционных порядков. Это закономерно вытекает из биологической природы людей, для которых, как мы знаем, консерватизм типичен, а радикализм и тяга к новому – редкие признаки.
И все же движение есть. Даже за последние две тысячи лет оно дало ощутимые результаты. Уже не несколько тысяч граждан Афин пребывают в состоянии демократии, а целый миллиард людей, называя себя «золотым», пожинает плоды работы более прогрессивного, чем другие, государства.
По мнению русского политолога В.Пастухова, работающего в Англии, призрак революции бродит по России в начале XXI века. Он пугает тех, кто свил себе уютные гнезда, угрожая распадом страны. Только общенародное сверхусилие, по его мнению, может преодолеть инерцию падения и дать импульс к национальному возрождению. Может быть, этот политолог и прав, однако он не указывает нам ту ценность, которая может заставить объединиться в борьбе за «возрождение» сверхбогатых, сосущих сырьевую ренту, и люмпенов, живущих от пенсии до пенсии, прократиков и антикратиков, ортодоксов и конформистов. Это разные люди, интересы и цели у них разные.
Плохо то, что призраки не только бродят, но и рождают чудовищ, которые в XX веке погубили миллионы людей в России и во всем мире. Призрак коммунизма породил в России трудовые армии за колючей проволокой Гулага. Призрак интернационализма бросил умирать молодых россиян в Анголу, Афганистан, Вьетнам. Призрак капитализма породил невиданное материальное расщепление народа, разделил россиян, хотя на стенах дворцов правителей пылает новозаветное: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
Люди воспринимают историю, как блуждание в лабиринте, где, то и дело, их подстерегают опасности. Вероятно, виновато отсутствие корректной теории, которая нитью Ариадны вывела бы общество из лабиринта, населенного жуткими порождениями призраков прошлого и будущего.
Цели социального прогресса историей намечены. Теория политического пространства дает этому ясное понимание. Но нет локомотива, который бы повлек весь состав нашего общества к этим целям, а люди бы только наблюдали, радуясь, за прогрессивным перемещением и неуклонным ростом собственного благосостояния и безопасности.
Оказывается, локомотив есть. Мы все и есть этот локомотив. Только люди делают историю, люди могут сдвинуть государство в пространстве политических идей, но не умеют, не знают, как это важно и полезно.
Векторная теория социальной революции упрощает поиск ближайших ориентиров позитивного движения, позволяет скорректировать государственные механизмы и определить ценность политических идей. Мы можем сравнивать скорость движения государств по направлению к идеалам, измерять эффективность модернизирующих государство реформ и опрокидывающих старые порядки революций.
Но кто это будет делать? Лишь те входящие в жизнь молодые поколения, кто научен политической науке. Ведь ни по наследству, ни с молоком матери эти знания потомкам не передаются.
Уместен вопрос: почему мы учим ребенка завязывать шнурки ботинок, но не желаем помочь ему разобраться в мире, в устройстве государства, гражданином которого он с формальной точки зрения станет, получив на руки паспорт, ускорить достижение его политической зрелости? Напротив, элита, предлагает молодежи примерить розовые очки развлечений, увлечений и путешествий. Лишь бы реальность и отсутствие перспектив не омрачали их безмятежную юность.
Значит, в семье и школе юношество должно видеть примеры не родительской деспотии, не тирании педагогов, а учиться уважать свободу, свою и своих сверстников, уважать старших за их мудрость, а не за то, что они пока ещё сильнее детей. Значит, в университете молодежь следует обучать демократии, а не только профессиональным компетенциям. Значит, в трудовом коллективе должно торжествовать равноправие в экономическом и служебном положении равных по должности, а не исключительность и выгоды кумовьям, подхалимам и наушникам.
Читатель, пожав плечами, заметит, что детей надо воспитывать в строгости, и чем принципиальнее учитель, тем его больше любят ученики, студенческие же годы пролетают быстро, и всякий «осадок» демократии быстро смоет трудовая жизнь, а равенства, особенно в трудовом коллективе, не бывает в принципе, как не бывает полного счастья в нашей жизни. Получается, что некому создавать для нас справедливое и прогрессивное государство, ведь ни у кого знаний, как это делать, нет. Неужели же нам надеяться на горстку пассионариев-самоучек, которые методом проб и ошибок, подвергая себя и всех остальных опасностям и лишениям, будут пытаться вновь и вновь двигать государство все ближе к идеалам Перикла и Джефферсона, Локка и Линкольна, Гоббса и Сунь Ятсена.

Пусть наша книга хотя бы немного поможет этим самоотверженным людям быстрее выйти на правильную дорогу.

К предыдущему разделу книги
К предыдущему разделу книги
К следующему разделу книги
К следующему разделу книги

Комментариев нет:

Отправить комментарий