banners

среда, 19 декабря 2018 г.

Фрилансизм - прорыв к свободе, равноправию, демократии

Фриланс и креативное творчество — это давно уже отдельный мир со своей культурой, правилами и традициями. О фрилансерах и творческих людях давно пишутся анекдоты, создаются демотиваторы, а в сети можно найти тысячи веселых и даже поучительных историй.
Елизавета Гуменюк, переводчица
Егоров С.Н., Цыпленков П.В.
Векторная теория социальной
революции. ‒ СПб.: б.и., 2017. ‒ 400 с., 38 ил.
Книга есть во всех крупных библиотеках России.


Оглавление


Теперь, когда мы наметили контуры будущего общественно экономического устройства, самое время поговорить о том, как это будущее устройство соотносится с политическим пространством. О каком перемещении в политическом пространстве будет сигнализировать наступление этой новой формации. Будет это перемещение положительным или отрицательным. Мы уже говорили, что наступление капитализма объективно переместило человеческое общество в положительном направлении в политическом пространстве. С наступлением капитализма прибавилось и либерализма, и равноправия и даже демократии по сравнению с феодализмом. А что же принесет нам фрилансизм?
Количество либерализма (L) определяется средним для всех граждан страны (N) произведением доли вопросов, которые человек решает самостоятельно (ВС), на долю от этих вопросов, альтернативы по которым равнозначны (ВР). Повторим формулу 1.2 (с. 62).
L = (∑ВСi • ВРi) / N


Очевидно, что величина свободы при фрилансизме заметно увеличится. И количество вопросов, которые фрилансер решает самостоятельно, заметно увеличится по сравнению с количеством таких вопросов, решаемых наемным работником. Но, что еще более важно, главный вопрос для каждого человека «кем быть?» перейдет из разряда безальтернативных в разряд вопросов, альтернативы по которым равнозначны.
Сегодня для человека быть или не быть наемным работником ‒ вопрос очень неравноальтернативный. Практически безальтернативный. А ведь это важнейший вопрос для каждого человека. Занятие человека, дающее ему источник существования, определяет все остальные вопросы его жизни. Наемный работник по определению несвободен, по определению является неравноправной стороной в трудовом договоре. Но даже внутри этой главной безальтернативности решение вопроса: «каким именно наемным работником быть?», тоже весьма и весьма неравноальтернативно. Решение этого вопроса определяется вовсе не только способностями данного человека. На его решение влияют множество субъективных привходящих факторов, таких факторов, которые влиять на решение этого вопроса вовсе не должны. Мы уже говорили о том, что сын генерала не может стать маршалом потому, что у маршала есть свой сын. Наступление фрилансизма снимает все подобные ограничения на равноальтернативность подобных вопросов. И либерализм при фрилансизме неуклонно растет.
Вырастет ли либерализм до единицы? Нет, не вырастет.
Прежде всего, потому, что фрилансизм не предполагает, что все члены общества станут фрилансерами. Заметная часть людей вынуждена будет оставаться в качестве наемных у государства работников. Чиновники, полицейские, военные… по-прежнему будут наемными работниками. Кроме того, фрилансизм не предполагает обязательную законодательную отмену частной собственности на средства производства. Сохранившиеся капиталисты и сохранившиеся наемные у них работники останутся, если пожелают. А все эти люди по определению менее свободны, чем фрилансеры.
Предположим, что фрилансеров уже половина, и все фрилансеры все свои вопросы решают самостоятельно, и среди этих вопросов нет вопросов, альтернативы по которым неравнозначны (ВСф • ВРф = 1). Предположим, что оставшаяся половина населения ‒ наемные работники имеют либерализма вдвое меньше (ВСнр • ВРнр = 0.5). Тогда количество либерализма в такой стране буде равно всего 0,75. Если же в стране наемные работники только половину своих вопросов решают самостоятельно, а из второй половины только половина является равноальтернативной, то в такой стране количество либерализма равно всего 0,625.
Как видим, фрилансизм не решает задачи окончательного продвижения общества по оси либерализма. Значит, и фрилансизм ‒ не последняя общественно экономическая формация.
Количество демократии (D) определяется произведением доли граждан (Г), имеющих своих представителей в каждом органе представительной власти, на долю общих вопросов, которые может решать представительный орган власти (ВП).
D = Г • ВП

Сегодня демократия не достигает своих максимальных значений только потому, что существуют антагонисты: работодатели и наемные работники. Большинство ‒ наемные работники, но сила на стороне работодателей. И работодатели ‒ капиталисты сознательно тормозят развитие демократии. Они прекрасно понимают, что развитие демократии чревато для них потерей прибылей, да и вообще своего положения элиты, истеблишмента. А этого им совсем не хочется.
При фрилансизме работодатели будут играть в политике минимальную роль. Их привилегированное положение прекратится. Деспотическая диктатура меньшинства ‒ капиталистов ‒ прекратится. Препоны на пути движения к демократии будут сняты. Первую скрипку будут играть фрилансеры. А фрилансеры объективно заинтересованы в демократии. Нет никаких оснований полагать, что фрилансеры не смогут понять важность демократии для функционирования фрилансерского государства. Для государства, в котором все граждане не разделены на антагонистические классы, демократия есть объективно оптимальное государственное устройство.
Демократическое фрилансерское государство ‒ парламентская республика. Все важные общие вопросы в такой республике будут решать представительные органы. Все фрилансеры одинаково заинтересованы в том, чтобы большинство из них было представлено во всех представительных органах власти. Никаких оснований для притеснения нанимаемых государством работников у фрилансеров нет. Следовательно, демократия при фрилансизме разовьется до максимально достижимых значений. Но все равно не до единицы.
И какая-то минимальная часть общих вопросов все равно будет решаться не в органах представительной власти, но уже по объективным причинам. И какая-то часть населения не будет иметь своих представителей в представительных органах власти. Даже если в фрилансерском государстве будет принят оптимальный с точки зрения достижения максимальной демократии избирательный закон, использующий многомандатную мажоритарную избирательную систему с единственным непередаваемым голосом. Во-первых, своих представителей в представительных органах власти не будут иметь граждане, не достигшие дееспособного возраста. И, во-вторых, избиратели, отказавшиеся участвовать в выборах и избиратели, проголосовавшие за тех кандидатов, которые оказались не выбранными в этот раз.
Количество равноправия (E) зависит от доли граждан, права которых ограничены больше, чем у других. Если доля граждан, права которых по сравнению с остальными гражданами, ограничены, мала, то равноправие (Е) стремится к единице. И наоборот, если i-ая норма ограничила права почти всех граждан, то равноправие снижается почти до нуля.
Заменив в формуле 1.5 такой аргумент, как индекс равноправия конкретной нормы, непосредственными его составляющими, получаем выражение:
Е = (Σ(1 - ГОi/N)) / Н      (7.1)

где ГОi – количество граждан, права которых ограничены больше, чем у других i-ой нормой; N ‒ количество граждан в стране; Н ‒ количество норм.
Сегодня равноправия в России мало. Это и понятно ‒ те, кто занимается нормотворчеством в государстве, в равноправии не заинтересованы. Они объявляют, что все в государстве равны, но при этом делают себя «равнее» других. Этих, более равных, очевидно, меньшинство, и каждая норма, отражающая их большее равенство, снижает равноправие. Достаточно сделать так, чтобы нормы писало большинство, и равноправие увеличится. Даже если большинство окажется таким же себялюбивым, как нынешнее и всегдашнее меньшинство.
Окажется ли фрилансерское большинство таким же второсортным, как капиталистическое меньшинство? У нас есть все основания полагать, что фрилансерское большинство окажется более качественным, чем капиталистическое меньшинство. Сам характер деятельности - фриланс - это предполагает.
Капиталист потому и капиталист, что один эксплуатирует многих других. Иначе он не был бы капиталистом. Для него ощущение своей исключительности, своего превосходства над эксплуатируемыми, естественное состояние. Естественно для него и закрепление в нормах этого своего «превосходства». А вот превосходства над другими капиталистами он испытывает в значительно меньшей степени, если, конечно, у него миллиардов больше.
Фрилансеры по определению не могут ощущать превосходства над другими такими же, как и они фрилансерами. Так что у них не может быть желания фиксировать свое превосходство в нормах. Но желания вещь трудно ощутимая. Главное, что для фрилансеров нет такой группы, превосходство над которой им нужно и можно было бы фиксировать в нормах. Нет таких категорий граждан, права которых фрилансерам нужно было бы ограничивать нормами больше, чем у самих фрилансеров. У других фрилансеров нормами права не ограничишь больше, чем у себя, потому, что норма фрилансеров не различает. Нанимаемых государством работников ограничивать нет необходимости, так как государство для фрилансеров свое, родное. Остается малая прослойка капиталистов. Но, с одной стороны, капиталистов будет действительно очень мало и даже если права капиталистов будут в чем-то ограничены, это снизит равноправие незначительно. Во-вторых, трудно придумать такие права капиталистов, в которых тех можно было бы ограничить, не ограничивая при этом в правах самих фрилансеров.
Таким образом, наступление фрилансизма продвинет фрилансерское государство довольно далеко и по оси равноправия. Насколько далеко будет зависеть уже не от объективных, а от субъективных факторов, от умения представителей фрилансеров в представительных органах власти формулировать нормы, предоставляющие всем равные права. Одного желания мало, нужно еще и умение. Но умение при желании обязательно придет.
Наступление фрилансизма ознаменует заметное перемещение государства в позитивном направлении. Произойдет это в результате революции или в результате модернизации, зависит от того, как быстро это произойдет. Если это произойдет за короткий промежуток времени, мы назовем это революцией, за длительный ‒ модернизацией.
К предыдущему разделу книги
К предыдущему разделу книги
К следующему разделу книги
К следующему разделу книги

Комментариев нет:

Отправить комментарий