banners

среда, 19 декабря 2018 г.

Потребности

Жизнь человечества определяется потребностями.
Если они не удовлетворены, человечество
выказывает нетерпение;
если удовлетворены,
оно делается равнодушным.

Иоганн Гёте

Егоров С.Н., Цыпленков П.В.
Векторная теория социальной
революции. ‒ СПб.: б.и., 2017. ‒ 400 с., 38 ил.
Книга есть во всех крупных библиотеках России.


Оглавление


Здесь нужно чуть подробнее поговорить о «достаточном количестве» производимых обществом товаров для безбедного существования всех. Обычно в таких случаях принято говорить о потребностях. Давайте поговорим.
У некоторых людей есть «потребности» грабить, убивать, эксплуатировать… Такие «потребности» мы потребностями не признаем. Такого рода «потребности» мы полностью выводим за рамки наших рассуждений.
Далее принято делить потребности на биологические, социальные и духовные. О биологических потребностях мы еще поговорим подробно. Социальные потребности представляют собой потребности человека в общении, в популярности, в господстве над другими людьми, в ощущении принадлежности к определенной группе, в лидерстве, в признании… Духовные потребности представляют собой потребности в познании себя и окружающего мира, в самосовершенствовании и самореализации, в познании смысла своего существования… Как видим, для реализации социальных и духовных потребностей товары не особенно нужны. Если что-то и нужно человеку для реализации своих социальных и духовных потребностей, кроме собственной личности и собственных социальных и духовных усилий, то это средства принуждения других людей к общению, к признанию господства, лидерства, популярности… Такие средства мы также выводим за пределы наших рассуждений. Остаются только основные потребности для безбедного существования.
Основной закон социализма заключается в обеспечении максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей всего общества. Вместе с тем, о постоянном росте потребностей общества пишут не только социалистические авторы. Можно предположить, что потребности общества действительно постоянно растут и будут расти безгранично. Безотносительно к тому, какая формация на дворе. Так ли это? Если даже до сих пор было так, будет ли это продолжаться вечно? Будут ли вечно расти основные потребности общества? Если это так, то потребности вообще неудовлетворимы? Удовлетворение потребностей как горизонт, их достичь никогда не удастся? Если не путать потребности с любыми желаниями, возможно, на эти вопросы можно будет дать обоснованные ответы.
Потребность ‒ это неудовлетворенное желание, которое человек хочет и может удовлетворить, приложив собственные усилия.
Мы уже говорили, что потребности делятся на биологические, социальные и духовные. Потребности в еде, очевидно, имеют физиологический предел насыщения. Медики говорят, что съедать больше необходимого вредно для здоровья. Следовательно, как только общество научится производить продуктов питания достаточно для сбалансированного питания всех, эта потребность перестанет расти. Более того, она перестанет быть потребностью. Если человека кормить регулярно, так чтобы он не успевал ощутить чувство голода, чувство неудовлетворенного желания поесть, у этого человека не появится и потребность в еде. Удовлетворенное желание перестает быть потребностью. Когда мы говорим о росте потребности общества в еде, мы имеем в виду, что в обществе растет количество людей, ощущающих неудовлетворенное желание покушать.
До 1967 года человечество росло экспоненциально. Ровно во времена зарождения Римского клуба эта тенденция резко изменилась ‒ рост населения планеты перестал быть экспоненциальным. Да, человечество по-прежнему растет, но растет с замедлением. Теперь в каждый следующий год прирост оказывается меньше прироста в год предыдущий. Это означает, что когда-нибудь наступит такой момент, что население планеты расти перестанет. И этот момент не за горами. Например, в России за последние 20 лет численность населения не менялась. Но это ведь не признак того, что Россия способна прокормить лишь 144-146 млн человек!
Когда рост населения планеты прекратится, прекратится и рост потребностей общества в продуктах питания, обусловленный ростом населения. Даже если количество абсолютно сытых людей перестанет расти. Даже если количество голодных останется таким же большим. Наличие на планете голодающих и даже умирающих с голоду не говорит о росте потребностей человечества в еде. Говорит только о наличии потребностей человечества в еде. Но даже и потребность в еде со временем прекратится.
Прекратится и рост потребностей в жилище. Предел потребностей в продуктах питания определяют медики. Этот параметр вполне можно считать объективным. А вот чем определяются потребности человека в жилище? Может быть, желание какого-нибудь человека жить во дворце это тоже потребность? Нам представляется, что признавать потребностью такое желание нет никаких оснований. Вполне обоснованной представляется, например, потребность в жилище, исчисляемая по формуле n = N + 1, где n ‒ число комнат, N ‒ число членов семьи. Если мы соглашаемся с таким подходом, то и рост потребностей в жилище оказывается не безграничным.
Точно также как нет никаких оснований признавать потребностью погоню за «модной» одеждой. Признавать потребностью желание менять одежду не тогда, когда одежда перестает полностью соответствовать своему функциональному назначению, а когда она перестала «нравится», вышла из моды. Не логичнее ли предположить, что шкафчик с сотней пар туфелек, который был необходим взбалмошной богачке, гротескно показанной зрителям в американской кинокомедии «За бортом», это не «потребность», а каприз? Или даже патология психики. Насаждение же в обществе идеалов консьюмеризма ‒ это потребность торговцев и фабрикантов, которые заинтересованы в том, чтобы население активно скупало выброшенные на прилавки товары.
Получается, что потребности бывают разными. Нам нужно различать потребность в еде и потребность убивать, потребность в одежде и потребность жить во дворце.
Правильная потребность ‒ это потребность, удовлетворение которой признается обществом за каждым своим членом.
Неправильная потребность ‒ это потребность, удовлетворение которой не признается обществом за всеми своими членами.
Понятно, что деление потребностей на правильные и неправильные зависит от общественных представлений, от нравственности каждого общества.
Итак, не за горами тот день, когда потребности человечества в еде, жилище и одежде перестанут расти. Нынешнее поколение человечества доживет до этого дня. Если эти потребности перестанут расти, они будут удовлетворены.
Какие же потребности общества к этому моменту останутся растущими и, следовательно, не удовлетворенными?
Как могут расти социальные потребности в общении, в популярности, в ощущении принадлежности к определенной социальной группе, представить трудно. Эти потребности представляются величиной постоянной. Потребность в господстве над другими людьми мы вообще отказываемся признавать потребностью. Это, скорее, патология психики или следствие ошибок в воспитании.
Тем более, величиной вполне конечной представляются духовные потребности в познании себя и окружающего мира, в самосовершенствовании и самореализации, в познании смысла своего существования… Потребность это неудовлетворенное желание, которое человек хочет и может удовлетворить, приложив собственные усилия. Количество неудовлетворенных духовных желаний человека, которые человек хочет и может удовлетворить, приложив собственные усилия, величина довольно постоянная.
Таким образом, рост потребностей общества вовсе не безграничен.
Это очень важное умозаключение. Стоит только признать его истинность, как из этого следует целый ряд серьезных следствий.
Современная эффективная капиталистическая экономика может функционировать только при росте валового продукта. Если рост валового продукта прекращается, в капиталистической экономике начинаются сбои. Сами капиталистические экономисты признают, что прекращение роста валового продукта свидетельствует о кризисе такой экономики.
О том, как должна функционировать экономика, в которой принципиально отсутствует рост валового продукта, капиталистические экономисты вообще не думают. А пора бы уже задуматься. Если об этом не задуматься заранее, переход к новой экономике будет сопровождаться огромными потрясениями. Легче всех такие потрясения переживут именно фрилансеры.
Человек идет в наемные работники только потому, что никак иначе не может удовлетворить свои основные потребности.
Давайте предположим, что у человека есть иной, причем, менее затратный способ удовлетворения основных потребностей.
Прежде чем приступить к анализу основных потребностей, давайте зададимся вопросом: есть ли такие не основные потребности человека, ради удовлетворения которых он пойдет-таки в наемные работники? Какие это потребности? Мы таких социальных или духовных потребностей найти не можем.
Итак, анализируем основные потребности человека. Каждому человеку нужны еда, одежда, дом. Сегодня человек все это покупает. Работает наемным работником, получает часть произведенного им в виде жалования, и идет в «магазин», где и покупает все необходимое по цене, явно и существенно большей, чем себестоимость покупаемого. Иными словами, человек потребляет существенно меньше того, чем сам производит. Сначала недополучая у работодателя, а затем переплачивая продавцу.
Вывод: если человек сам будет производить то, что он потребляет, ему для удовлетворения своих основных потребностей можно будет работать существенно меньше, чем работая наемным работником. И для удовлетворения социальных и духовных потребностей у него останется больше времени.
Начнем с еды. Затраты на еду самые большие в бюджетах обычных домохозяйств. Эти затраты составляют примерно треть всех затрат.
Согласно расчетам специалистов одному человеку в год требуется:
Продукт Масса,
кол-во
Площадь, га
Хлеб 100 кг 0,05
Картофель 100 кг 0,02
Овощи 120 кг 0,1
Фрукты 100 кг 0,1
Мясо 75 кг 0,3
Рыба 20 кг -
Молоко 320 кг -
Яйца 260 шт. 0,1
Сахар 28 кг 0,05
Масло раст. 12 кг 0,05
Соль 3 кг -
Общая площадь земли: 0,8

Для производства такого количества продуктов питания (если не учитывать молоко) требуется меньше одного гектара земли, минимальная техника и 30-40 полных рабочих дней в году. Причем увеличение продукции в два-три раза требуемую площадь увеличивает пропорционально, количество же необходимой техники не увеличивает вовсе, а трудозатраты увеличиваются незначительно.
Проблему составляет только производство молока и молочных продуктов. Проблема заключается в том, что, во-первых, одна корова производит существенно больше требуемого даже для семьи из трех человек, и при этом корова на части не делится, и, во-вторых, трудозатраты по содержанию одной коровы соизмеримы со всеми остальными трудозатратами по производству остальных продуктов питания. Одомашненные звери и птицы требуют постоянного присмотра и ухода. Таким образом, проблему обеспечения себя молоком и молочными продуктами человеку придется решать как-то иначе. Может быть, путем кооперации. Но, учитывая, что значительная часть населения планеты вообще не может потреблять молоко в недетском возрасте (даже среди европеоидов таких более 30%), эта проблема представляется несущественной.
Что касается земли, то ее в нашей стране довольно много. Сельскохозяйственной земли приходится почти по три гектара на человека, земель запаса ‒ по одному гектару, да еще лесных земель почти по восемь гектаров на человека. А расчет потребной для производства продуктов питания площади производился исходя из минимальной урожайности, исходя из того, что заниматься этим будут не профессиональные агрономы, а простые люди никогда этим раньше не занимавшиеся. Так что в действительности многим людям понадобится обрабатывать еще меньше земли, чем в наших расчетах. Особенно после приобретения определенного, даже небольшого опыта.
Итак, при самостоятельном производстве продуктов питания один человек в семье должен потратить всего 50 рабочих дней из 250 рабочих дней в году. На решение других задач у него остается еще 200 рабочих дней в году.
Дом человеку придется построить один раз. Учитывая демографическую ситуацию, его детям, если их будет не больше двух, дом строить уже не придется. А больше двух детей в среднем на семью уже никогда не будет. Сейчас этот показатель в нашей стране примерно 1,3. И это предел. Предположим, в первые два-три года часть из этих 200 рабочих дней будет потрачена на строительство дома. В последующем эти затраты рабочего времени уже будут не нужны. На всю оставшуюся жизнь для всех последующих поколений на производство всего остального, необходимого для жизни, у каждого человека есть 200 рабочих дней в году. И еще 100 выходных дней. Огромный простор для удовлетворения социальных и духовных потребностей.
Капитализм отнимает у человека треть его жизни на участие в процессе наемного труда. Такое большое количество отнимаемого времени сегодня вызвано исключительно характером производственных отношений. Тратить столько самого ценного ресурса ‒ времени ‒ на участие в наемном труде нет никакой необходимости. У каждого человека образуется огромный ресурс свободного времени, который он сможет тратить на самосовершенствование. Или как-то иначе…
Если дать человеку возможность выбора: либо «пахать» на чужого дядю 250 дней в году, либо работать только на себя и столько, сколько самому хочется, что человек выберет?
Да, есть еще проблема, связанная с тем, что один человек не может одинаково хорошо и тачать сапоги, и сколачивать табуретки. В обозримом будущем и это перестанет быть проблемой. 3-D принтеры и подобные им машины так разовьются, что им будет все равно, что делать ‒ сапоги или табуретки. Но пока этого не случилось, людям придется обмениваться произведенными ими непродовольственными продуктами. Напомним, для производства продуктов не питания у каждого человека остается 200 рабочих и 100 нерабочих дней в году. За такое рабочее время можно сделать очень много. Особенно если делать то, что тебе нравится. То, что именно у тебя получается лучше, чем у других. А у другого лучше получается то, что у тебя получается не так хорошо или совсем не получается. И ничто не мешает вам обменяться продуктами вашего труда.
Здесь нужно отметить два очень важных обстоятельства. Первое. При таком прямом эквивалентном обмене вы можете (и, скорее всего, будете) обмениваться продуктами по их себестоимости. Отсутствие капиталиста, отнимающего девять десятых произведенного наемным рабочим в качестве своей прибыли, и отсутствие посредника-продавца, накручивающего свой гешефт сверх себестоимости, ничего не добавляя к продукту, резко, в разы снижает расходы на приобретение того, что человек сам не производит. Производиться будет столько, сколько нужно производителям-потребителям. Ничего лишнего производиться не будет. Дворцы и яхты уйдут в прошлое. Нет, если конечно кто-то захочет построить себе дворец или яхту ‒ топор ему в руки. Строй и пользуйся. Только строй сам.
И второе. Интернет легко позволит производителям-потребителям найти друг друга. До появления Интернета эта проблема была практически неразрешима. А сейчас она вообще не проблема. Тот, кто любит и умеет тачать сапоги, легко найдет того, кто делает табуретки, если ему понадобится табуретка. Или того, кто делает кастрюли, или шьет платья… Или того, кто почему-то захотел производить молоко.
Разрешится попутно и еще одна неразрешимая сегодня для потребителей проблема. Товары будут служить столько, сколько они могут служить. В произведенные для обмена товары потребителями/производителями не будет закладываться их преждевременное самоуничтожение. Мы ведь знаем, что нынешние производители-капиталисты в каждый свой товар закладывают такое преждевременное самоуничтожение для того, чтобы потребитель завтра пришел за новым товаром. Производители-капиталисты научили свои товары разваливаться сразу, после истечения гарантийного срока.
Как видим, на пути реализации этой общественно-экономической формации ‒ фрилансизма ‒ нет непреодолимых объективных препятствий.
Описанная общественно-экономическая формация по факту реализует принцип: кто не работает, тот не ест. От общества не требуется решать вопрос о том, как от каждого получить что-то, по способностям или сколько-то еще. Не требуется решать и вопрос о распределении ‒ то ли по труду, то ли по потребностям, то ли как-то еще. Люди сами, взаимодействуя друг с другом, решат и вопросы производства, и вопросы распределения. Проблемы появляются у тех, кто хочет есть, не работая. Но сегодня они самые сильные…
К предыдущему разделу книги
К предыдущему разделу книги
К следующему разделу книги
К следующему разделу книги
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий