banners

среда, 20 сентября 2017 г.

Португалия. Салазар.

На протяжение своего длительного пребывания у власти (36 лет) Салазар тщательно создавал свой ОБРАЗ интеллектуала, мудрого правителя, постоянно показывая, что его призвание – наука, что он вынужден был стать политиком, вовсе не стремясь к власти, а для служения людям.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ РЕЖИМА ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ (ДИКТАТУРЫ) И МАССОВОГО (ПОЧТИ ВСЕОБЩЕГО) ПОКЛОНЕНИЯ ЛИДЕРУ.

Эссе для рефлексирующих.

Некоторые примеры. 
ПРАВАЯ диктатура: А. Салазар (Португалия), Ф. Франко (Испания), В. Путин (Россия);
ЛЕВАЯ диктатура: И. Сталин (СССР), Ф. Кастро (Куба). Характерно, что, как правые, так и левые диктаторы, как правило, пользуются народной поддержкой и даже вызывают обожание и преклонение перед собой, при том, достаточно длительное время. ПОЧЕМУ?
Один из крупнейших социологов ХХ в. Питирим Сорокин, писал: "Люди, обученные непреклонным учителем - голодом, холодом, болезнями, нуждой и смертью, стоят перед дилеммой: погибнуть, продолжая революционный дебош, или все же найти иной выход. Горький и трагический опыт принуждает людей взглянуть на мир по-иному... И вот требование безграничной свободы сменяется жаждой порядка; хвала "освободителям" от старого режима сменяется восхвалением "освободителей" от революции, иными словами - организаторов порядка. "Порядок!" и "Да здравствуют творцы порядка!" - таков всеобщий порыв..." [Питирим Сорокин. Социология революции // Стратегия России. 2004. N 6. С. 82.] Как правило, такой ПОРЯДОК устанавливается посредством режима личной власти или диктатуры.
Рассмотрим это на примере диктатуры Салазара в Португалии. 
Антониу ди Оливейра Салазар, диктатор Португалии в период с 1932 по 1968 год.

Эта маленькая страна может служить прекрасной моделью для изучения социально-психологических корней режима личной власти.Тем более, что в истории португальской диктатуры наглядно видны ЧЕРТЫ СХОДСТВА с ситуацией в России от начала 1990-х до наших дней
В 1910 в Португалии произошла антимонархическая революция. Король был свергнут, - как раз в то время, когда будущий диктатор Салазар стал студентом Коимбрского университета. Он наблюдал, как в одном из старейших университетов Европы, всегда бывшем олицетворением культуры и уважения к прошлому, студенты с радостью срывают со стен старинные картины с изображением прошлого, с портретами выдающихся деятелей истории Португалии. Салазар, не принимал в этом участия, хотя «воодушевление» было всеобщим – «праздник угнетенных» был в полном разгаре. Естественно, вслед за праздником и буйным весельем, наступило то, что и должно было наступить, - страна погрузилась в УНЫНИЕ и АПАТИЮ. Хотя революционный невроз не спадал. Приходили все новые правительства с обещаниями наконец-то по-настоящему «светлого будущего», но положение в стране к лучшему не менялось, - экономическая и финансовая ситуация УХУДШАЛАСЬ, население нищало, а борьба за власть продолжалась, продолжался и революционный хаос. Это длилось 12 лет. Сложилась именно та, СИТАЦИЯ, о которой писал П. Сорокин в приведенной в начале статью цитате: общество остро нуждалось в ПОРЯДКЕ. Но казалось, что уже ничто страну не спасет. Если только не ЧУДО. И такое ЧУДО ПРИЗОШЛО. Одному из из постоянно сменяющих друг друга руководителей пришло в голову пригласить в правительство до этого мало заметного в политике человека. Им оказался АНТОНИУ ди Оливейра САЛАЗАР.
К этому времени Салазар стал профессором и специалистом в области экономики и финансов. Соглашаясь войти в правительство, он выдвинул условия, при которых он бы располагал большими полномочиями, что в конечном итоге, и позволило, ему затем полностью сосредоточить власть в своих руках. С начала 1930-х наступило время диктатуры, которое и в наши дни в Португалии и Европе, связывается с именем Салазара.
Салазар вывел страну из экономического кризиса, погасил огромный внешний долг Португалии, уровень жизни постепенно стал расти. Салазар надолго обеспечил в стране ПОРЯДОК И СТАБИЛЬНОСТЬ. Вскоре Салазар приобрел огромную ПОПУЛЯРНОСТЬ в народе. Большинство опасалось, что с уходом Салазара, ВНОВЬ наступят хаос и беспорядок, аналогичные тем, которые были до его прихода.
Главной целью Салазар провозгласил создание «Нового государства» («Estado Novo»). Он создал под себя политическую партию, которая вскоре заняла подавляющее большинство мест в Парламенте.
На протяжение своего длительного пребывания у власти (36 лет) Салазар тщательно создавал свой ОБРАЗ интеллектуала, мудрого правителя, постоянно показывая, что его призвание – наука (даже одно время параллельно исполнял обязанности профессора университета), что он ВЫНУЖДЕН был стать политиком, вовсе не стремясь к власти, а для СЛУЖЕНИЯ людям. Как правило, он выступал кратко или давал интервью. Личная жизнь его была глубокой тайной для сограждан, никто не знал, женат он или нет. В политической жизни его фигура всегда находилась как бы НАД СХВАТКОЙ – он увольнял нерадивых чиновников, отправлял их в тюремное заключение за коррупцию и др., но сам Салазар всегда оставался «вне подозрений». С РЕАЛЬНЫМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ОППОНЕНТАМИ он РАСПРАВЛЯЛСЯ без особого шума при помощи созданной им тайной полиции.
Салазар не был озабочен тем, чтобы теоретически обосновывать созданный им режим посредством изобретения новых социально-политических доктрин, у него НЕ было идеологии. Концепция Нового государства была расплывчатой, и кратко сводилась к тому, что в перспективе жизнь граждан будет все лучше и лучше.
Салазар постоянно и настойчиво подчеркивал ценность семьи, значение семьи для развития общества и прочности государства: «Семья является первичным ядром церковного прихода, общины, а отсюда и нации. Она, следовательно, является по самой своей природе первым из органических элементов государства». (Цит. по: Medina, João. Salazar, Hitler e Franco: estudos sobre Salazar e a ditadura. Lisboa, Livros Horizonte, 2000.)
Не меньшее значение Салазар придавал общественной консолидации, резко ОТРИЦАТЕЛЬНО относясь к идее политической борьбы, - даже в мирных формах, - считая ее провоцирующей и разжигающей социальную рознь, - тем, что приводит к беспорядкам, т. е. к нарушению ПОРЯДКА.
Весьма значимой была для Салазара и еще одна идея, на которой он и строил «новое государство» - идея иерархии. (См. Medina, João. Цит. произв. С. 66.). Салазар построил пирамидально-иерархическую структуру государственной власти, в которой НЕ было места ни для какой ЛЕГАЛЬНОЙ оппозиции. Тайна полиция, жестко пресекую нелегальную оппозицию, всякое диссидентство. Вместе с тем, в Португалии, в отличие от большинства современных ей государств с диктаторскими режимами, отсутствовала смертная казнь.
Во внешней политике Салазар избегал конфликтов и конфронтаций. Благодаря этому, Португалия ИЗБЕЖАЛА участия во Второй мировой войне – хотя диктаторы-соседи усиленно склоняли его к участию на стороне фашистского блока.
К концу 1940-х и в 1950-е годы экономические успехи первого периода правления сменились экономическим проблемами и упадком. Это объяснялось тем, что, будучи финансистом по образованию, Салазар прекрасно владел рычагами финансового регулирования экономики и широко использовал их. Но идея развития ПРОИЗВОДСТВА была ему полностью чужда. Все доходы НАПРАВЛЯЛИСЬ на поддержание прожиточного минимума населения, а также латифундистам, - крупным земельным собственникам. ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО НЕ РАЗВИВАЛОСЬ. Почти все промышленные товары Португалия закупала в странах Европы. Со все более заметным старением диктатора образ мудрого, и в тоже время ПО-МУЖСКИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО профессора, умеющего ПРОСЧИТЫВАТЬ НА МНОГО ХОДОВ ВПЕРЕД, стал блекнуть - вскоре от былого всеобщего обожания не осталось и следа. И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, НАРОД ПРИХОДИЛ В УЖАС ОТ ОДНОЙ ТОЛЬКО МЫСЛИ, ЧТО САЛАЗАР УЙДЕТ - ведь на горизонте не было ни одного человека, способного заменить его.
К концу 1960-х годов здоровье Салазара резко ухудшилось, - ему было уже далеко за 70. В 1970-ом он умер. Созданная им политическая система просуществовала недолго – она была разрушена в 1974 г. молодыми офицерами Движения вооруженных сил.
Революция гвоздик в Португалии

После себя Салазар оставил слаборазвитую, по преимуществу сырьевую (аграрную) страну, с развитым туризмом и… ФУТБОЛОМ. Именно Салазар создал португальский футбол, - те футбольные клубы и стадионы, которые и сегодня собирают многие тысячи болельщиков. Вероятно одним из первых государственных деятелей он понял, что футбол - это ЗРЕЛИЩЕ. Салазар не без оснований считал: пусть народ болеет за футбол, - политика НЕ его дело.


Революционер – это политик, недовольный системой власти и желающий осуществлять властные полномочия, активно выступающий против существующего в стране устройства власти. Революционеры целенаправленно стремятся к власти и активно желают изменить само устройство, функционирование власти.

Революционная ситуация – это политическая обстановка, предшествующая революции и характеризующаяся массовым революционным возбуждением, включением большого числа людей в активную борьбу против элиты. Революционная ситуация возникает, если в стране один из факторов бунта - риаторов - достиг предела долготерпения народа.

Революция, социальная революция – это заметное позитивное перемещение страны в политическом пространстве за короткий промежуток времени. Производное от лат. revolutio – поворот, переворот.
Позитивное перемещение – это перемещение хотя бы по одной оси политического пространства в направлении либерализма, демократии, равноправия. Коротким мы можем признать промежуток времени в несколько лет, не более пяти.

Видеоинтервью.

Сергей Егоров о том, как создавали книгу «Векторная теория социальной революции» Sergei Egorov talks about how they created the book «Vector Theory of Social Revolution»
Сергей Егоров о том, что представляет собой пространство политических идей Sergei Egorov talks about what constitutes a space of political ideas
Сергей Егоров о том, что авторы подразумевают под термином «революция» Sergei Egorov talks about what object authors of the book mean by the term «revolution»
Сергей Егоров о том, что такое «фрилансизм» Sergey Egorov says that is «frilansizm»
Сергей Егоров о тех, кого может заинтересовать книга «Векторная теория социальной революции» Sergei Egorov talks about those who might be interested in the book «Vector Theory of Social Revolution»

Комментариев нет:

Отправить комментарий