Извлечение из главы 4 "Угнетение и принуждение".
Из книги
Егоров С.Н., Цыпленков П.В.
Векторная теория социальной революции.
– СПб.: б.и., 2017. – 400 с., 38 ил.
Г.М. Коржев. Поднимающий знамя. (Вероятно, революционер!) |
Любят русские люди бунтовать!
Встанут на колени перед барским домом
и стоят подлецы! И ведь знают,
что бунтуют и всё равно стоят!
Неизвестный автор
Встанут на колени перед барским домом
и стоят подлецы! И ведь знают,
что бунтуют и всё равно стоят!
Неизвестный автор
Сейчас нам нужно исследовать природу именно бунта, главным образом, те предпосылки, которые к бунту могут или даже должны приводить. Рассмотреть, что и как должно происходить в обществе, чтобы бунт состоялся. Рассмотреть, что и как должно делать государство, чтобы бунта не допустить. Классическая формула о нежелании низов и невозможности верхов своей недостаточной определенностью нас не устраивает.
Обычно к бунту людей побуждает испытываемое ими угнетение. Давайте попробуем природу угнетения препарировать, попробуем «гармонию» проверить алгеброй.
Прежде всего, определим, какое событие мы вправе назвать бунтом.
Бунт – это массовый выход людей в общественное место с целью демонстрации государству своего недовольства им.
Читателя в этом определении бунта, возможно, удивит отсутствие обязательности беспорядков (мордобой, поджигание покрышек, неисполнение законных требований полицейских или битье витрин) и степени легальности этого собрания. Массовый выход людей, в принципе, может быть даже согласован с местными властями, хотя, как показывает история, бунт возникает стихийно, и те, кто оказываются во главе народного недовольства, не успевают легализовать движение бунтовщиков.
Ключевым признаком бунта является именно его цель – демонстрация частью народа своего недовольства государством в таком месте, чтобы и остальные жители, и представители властей увидели масштаб этого недовольства. Это означает, что бунт – одна из форм, может быть, даже – крайне радикальная форма, диалога народа с правящей элитой. Сам по себе бунт уже означает, что бунтовщики хотят обратить на себя внимание государства, и они верят в то, что государство способно выполнить требования восставших граждан. Другими словами, взбунтовавшиеся граждане не знают наверняка, причиняет ли государство (правящая элита) это неудовольствие, которое побудило массы народа взбунтоваться, но думают, что государство виновато в данной несправедливости, и принимают за истину, что государство обязано устранить обстоятельство, возмутившее бунтовщиков, и имеет для этого необходимые ресурсы.
Если же люди уверены в том, что государство не причиняет им данное неудовольствие или не имеет возможности это неудовольствие нейтрализовать, то никакого бунта не возникнет. бунт теряет свой изначальный смысл. Раньше люди верили в бога и, случалось, бунтовали против самого Создателя мира, грозили небу кулаками, тревожили бога колокольным звоном, если он, как верили народные массы, насылал на страну стихийное бедствие или эпидемию. В наше время такие бунты уже не возникают. Хотя в последнее время, как сообщают информационные агентства, в городах России стали организовывать крестные ходы, чтобы бог спас людей от гриппа или оградил от Интернета. Вероятно, разочаровавшись в способности государства обезопасить их, малообразованные и внушаемые люди возлагают ответственность на высшие мистические силы. Для правящей элиты уход людей от диалога с властями, как нам представляется, – гораздо хуже бунта; ведь потеря обратной связи с народными массами, утрата доверия в массах влекут для истеблишмента самые негативные последствия.
Помимо бунта существуют иные разнообразные формы народного протеста, коллективные и индивидуальные, очные и заочные, легальные и нелегальные.
Какой-нибудь радикальный «протестант» удовлетворяет свое негодование или зависть к представителям истеблишмента тем, что пишет на стене имя руководителя, сопровождая каким-либо ироническим или оскорбительным эпитетом. Другой пересказывает забавные анекдоты про руководителя страны.
Простейшая и безопасная форма протеста – это опубликование в СМИ коллективного обращения к региональному начальству с «требованием». Завершая письмо, требующие должны пригрозить адресату санкциями. Скажем, пожаловаться на нерадивого чиновника Главе Российского государства. Помните, как у В.Высоцкого в песне:
Отвечайте нам, а то,
Если вы не отзоветесь,
Мы напишем в «Спортлото».
Подобное открытое письмо принимает форму ультиматума, «заочного бунта» и может даже обидеть власть предержащих. Но маловероятно, что встревожит и заставит исполнить требование. А для подписантов подобная эпистола может послужить причиной увольнения их с работы. С развитием сетевых технологий получил распространение сбор подписей под обращениями, законопроектами, протестами или требованиями. Для согласного с требованием, изложенным на странице Интернета, подписать самый решительный ультиматум правительству очень просто: и удовлетворение антикратического чувства получаешь, и как бы вносишь свою лепту в борьбу «за правду», и не надо отрываться от домашних дел, отправляясь на митинг с риском угодить в полицию.
Продемонстрировать свое недовольство можно с помощью одиночного пикета. Протест одиночек – это не бунт. Но это может явиться семенем, из которого со временем и бунт произрастет. Таких одиночек-пикетчиков видит неограниченное число прохожих, которые могут проникнуться идеями пикетчика. Текст плаката играет, следовательно, роль одноразового СМИ. Но мы должны понимать: когда недовольство действиями государства демонстрирует малочисленная группа людей, это действие не является предпосылкой революции. Протест одиночки-антикратика не может инициировать революцию. Для того чтобы протест граждан перерос в революцию, этот протест должен принять масштаб бунта, должен стать достаточно массовым, заметным во всей стране. Но ведь и причины, побуждающие большое число людей выйти на улицу протестовать, должны быть гораздо более серьезными, чем протечка крыши, снос сквера под строительство торгового центра или кратковременная задолженность по зарплате.
бунт, обычно, связывают с угнетением. государство угнетает, а народ против угнетения бунтует. Для определения условий возникновения бунта, прежде всего, рассмотрим любые факторы угнетения. Ведь способность «угнетать» присуща не только государству.
Фактор угнетения – это любое обстоятельство, вызывающее неудовольствие данного человека.
Понимая важность этого понятия, введем для произвольного фактора угнетения новый термин «вексатор» – производное от англ. vexation – досада, раздражение, неприятность, притеснение. В словаре галлицизмов упоминают, что брат А.Пушкина Лев Сергеевич в своих письмах однажды использовал это слово: «Воронцов требовал удаления Пушкина как человека вредного для общества (не говорю о прижимках – vexations, которые он делал брату в Одессе)».
Если человек свободно дышит, сыт, одет, он не думает ни о воздухе, ни о еде, ни о холоде. Но стоит только человеку начать задыхаться, ощутить чувство голода или замерзнуть, эти факторы могут стать вексаторами. Нечто, не замечаемое вовсе или замечаемое без неудовольствия, не может рассматриваться нами как вексатор.
Не замечать же вексаторы или терпеть их принуждают нас обстоятельства или люди. И само это принуждение. также, в конечном счете, является вексатором. Так происходит с раннего детства. Малыш не хочет спать, а хочет забавляться с погремушкой. Сон малышу необходим, и взрослые используют принуждение. – отбирают погремушку (вексатор), выключают свет (вексатор). Малыш выражает протест криком, плачем. Его пытаются отвлечь колыбельной или принуждают к молчанию шлепком (вексатор), создавая причинно-следственную связь: закричишь – тебя больно шлепнут. Иногда эта мера помогает унять младенца, чаще же ребенок орет ещё сильнее, утомляется и все же засыпает к радости его нянек.
Любое обстоятельство может рассматриваться в качестве вексатора или невексатора только по отношению к конкретному человеку. Говоря «фактор угнетения», мы имеем в виду некое обстоятельство, событие, которое данным человеком воспринимается как неприятное и мешающее ему. Людей, у которых данное обстоятельство вызывает неудовольствие, может не быть вовсе. Обстоятельство, событие, условие жизни наличествует, но ни у кого это не вызывает негативных эмоций или хотя бы никого не волнует, остается всеми незамеченным. Тогда это обстоятельство в принципе не является вексатором. И наоборот, людей, у которых данное обстоятельство вызывает неудовольствие, может быть много, и тогда это обстоятельство является вексатором широкого действия. Но даже если данное обстоятельство вызывает неудовольствие только у одного человека, это обстоятельство – все равно вексатор, но узконаправленный. Ведь он вызывает неудовольствие лишь у одного человека или малого числа людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий